Управление и финансирование
Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ
Воронежская область
2006 год
В 2006 году размеры государственного финансирования здравоохранения оказались существенно ниже среднероссийского уровня (5,2 тыс. руб. на человека) и составили 2,1 тыс. руб. на одного жителя Воронежской области области. Уровень финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составил 74% при 81% в среднем по РФ.
Уровень развития системы ОМС Воронежской области является высоким. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 41%. 8 страховых медицинских организаций выполняли функции страховщиков в 2006 году. Оплата амбулаторной помощи осуществлялась по посещениям. Оплата стационарной помощи - по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней, использовался метод оплаты за законченный случай госпитализации.
В регионе имеются развитые системы медико-экономических стандартов и клинико-статистических групп. В 2006 году при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС использовалось 10000 МЭС и 1200 КСГ. Дифференциация тарифов производилась по профилям отделений стационара, по клинико-статистическим группам, а также по видам посещений.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, как и механизмы согласования региональной и муниципальной политики в регионе, находятся на среднем для России уровне развития.
В 2006 г. создан координационный совет при губернаторе Воронежской области по вопросам организации местного самоуправления в свете реализации ФЗ 131 на территории области, Координационный совет по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории Воронежской области.
Информационные технологии в управлении здравоохранением развиты достаточно высоко. В 2006 году внедрены новые автоматизированные системы.
Механизмы регулирования лекарственного, а также механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги относятся к среднеразвитым.
2005 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 2,5 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг 77%, тогда как соответствующий среднероссийский показатель составлял 80%.
Система ОМС характеризуется сравнительно высоким уровнем развития. Функции страховщиков выполняют 9 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, а стационарной – по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней и за законченные случаи госпитализации.
В 2005 году при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС использовались 312 клинико-статистических групп. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществлялась по категориям ЛПУ, по профилям отделений стационара и по клинико-статистическим группам и по УЕТ в зависимости от врачебных специальностей.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, как и механизмы согласования региональной и муниципальной политики в регионе, а также информационные технологии в управлении здравоохранением находятся в регионе на среднем для России уровне развития.
Однако степень развитости в регионе механизмов регулирования лекарственного обеспечения в 2005 году была относительно невысокой.
В то же время механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги относятся к среднеразвитым.
В 2005 году внедрена автоматизированная система учёта страхователей.
2004 год
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 2,1 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг 68,4%, тогда как соответствующий среднероссийский показатель составлял 82%.
Система ОМС характеризуется сравнительно высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 56,4%. Функции страховщиков выполняют 9 страховых медицинских организаций и филиал территориального фонда ОМС. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям и за законченные случаи лечения, а стационарной – по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней и за законченные случаи госпитализации.
В 2004 году при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС использовались 16 клинико-статистических групп. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществлялась по категориям ЛПУ, по каждому ЛПУ, по профилям отделений стационара и по клинико-статистическим группам.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, а также механизмы согласования региональной и муниципальной политики в регионе отличаются сравнительно высоким уровнем развития.
Развитость в регионе информационных технологий в управлении здравоохранением достаточно высокая. Внедрены телемедицина, геоинформационные технологии, дистанционный кардиомониторинг, осуществляется электронный документооборот.
Однако степень развитости в регионе механизмов регулирования лекарственного обеспечения в 2004 году была относительно невысокой.
В то же время механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги находятся на среднем для России уровне развития.
В 2002 – 2004 годах в регионе была внедрена одноканальная система финансирования медицинских учреждений.
1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи
1. Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
7188,6 |
2.Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
5498,7 |
3.Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
4918,9 |
В том числе: |
|
3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб. |
2142,8 |
3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб. |
1558,7 |
3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб. |
1095,4 |
3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб. |
122,0 |
4.Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
7594,0 |
5.Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
5752,3 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
2. Название органа управления здравоохранением:
Главное управление здравоохранения администрации Воронежской области
3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
|
|
V |
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
V |
|
|
4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:
Муниципальных систем здравоохранения |
Да |
Нет |
Лечебно-профилактических учреждений |
Да |
Нет |
5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения
6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году
1) Координационный совет по детству.
2) Координационный совет по туберкулезу.
3) Координационный совет по наркологии.
4) Координационный совет по чрезвычайным ситуациям.
5) Координационный совет по СПИДу и вичинфецированию.
6) Межведомственный экспертный совет по контролю КМП и экспертизы временной нетрудоспособности в Воронежской области.
7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
www.oblzdrav.vrn.ru
mail@oblzdrav.vrn.ru
vmiac@oblzdrav.vrn.ru |
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)
8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году
1. Бюджет субъекта РФ |
Да |
|
2. Местные бюджеты |
Да |
|
3. Пенсионный фонд РФ |
Да |
|
9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС
Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС |
Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ |
Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций |
Число муници-пальных медицинских организаций |
Число частных медицинских организаций |
1. Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник) |
2 |
8 |
151 |
- |
В том числе: |
|
|
|
|
Самостоятельные
|
2 |
5 |
12 |
- |
1.2. Входящие в состав больничных учреждений |
- |
3 |
139 |
- |
2.Стоматологические поликлиники |
1 |
2 |
14 |
- |
3. Больничные учреждения |
9 |
12 |
127 |
- |
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
- |
- |
- |
- |
10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.
1. Больничные учреждения |
1.1. Больницы: |
1.1.1.Участковые |
Да |
|
1.1.2.Районные |
Да |
|
1.1.3.Городские |
Да |
|
1.1.4.Центральные (районные, городские) |
Да |
|
1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные) |
Да |
|
1.2. Специализированные больницы |
Да |
|
2. Диспансеры: |
2.1. Кардиологические |
Да |
|
2.2. Кожно-венерологические |
Да |
|
2.3. Наркологические |
|
Нет |
2.4. Онкологические |
Да |
|
2.5. Противотуберкулезные |
Да |
|
2.6. Психоневрологические |
|
Нет |
3. Самостоятельные поликлиники |
Да |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
Нет |
5. Родильные дома |
Да |
|
6. Амбулатории |
Да |
|
7. Фельдшерско-акушерские пункты |
|
Нет |
11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году
Полное наименование страховой медицинской организации |
|
|
1. Общество с ограниченной ответственностью «Медицинская страховая компания «Альмеда» |
|
2. Общество с ограниченной ответственностью страхо
вая компания «Здоровье» |
|
3. Общество с ограниченной ответственностью «Медицинская страховая компания «ИНКО-МЕД» |
|
4. Региональный филиал открытого акционерного общества «Атоммед» в г.Нововоронеже |
|
5. Общество с ограниченной ответственностью «Страховая медицинская компания «ЖАСО-Мед» |
|
6. Воронежское представительство закрытого акционерного общества «Компания медико-социального страхования «Энергогарант» |
|
7. Воронежский филиал закрытого акционерного общества «Медицинская городская страховая компания» |
|
8. Филиал открытого акционерного общества “Газпроммедстрах” в г.Воронеже |
|
9.Закрытое акционерное общество «Медицинская страховая компания «Солидарность для жизни» |
|
12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится
По возрасту застрахованных |
Да |
|
По полу застрахованных |
Да |
|
По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по посещениям |
Да |
|
Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
|
Нет |
Оплата законченных случаев лечения |
Да |
|
Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
|
Нет |
Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
|
Нет |
Оплата медицинских услуг по балльной системе |
Да |
|
Другие методы (указать какие):
Оплата стоматологической помощи по условным еденицам трудоемкости (УЕТ) |
14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней |
Да |
|
Оплата за законченный случай госпитализации |
Да |
|
Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
|
Нет |
Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
|
Нет |
Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
Оплата по балльной системе (июль 2004г.) |
15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:
По категориям ЛПУ |
Да |
|
По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
Да |
|
По профилям отделений стационара |
Да |
|
По клинико-статистическим группам (КСГ) |
Да |
|
По заболеваниям |
|
Нет |
По муниципальным образованиям |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:
0 |
Стандартов (протоколов, рекомендаций) |
17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ
С 2003 года – Ассоциация медицинских работников Воронежской области, в которую входят врачи и средний медицинский персонал – всего 20202 человека.
Ассоциативно в эту ассоциацию вошли Ассоциация врачей-стоматологов, Ассоциация фармацевтических работников, Ассоциация врачей-лаборантов.
Ранее отдельно существовала (с 1995 года) Ассоциация средних медработников Черноземья.
19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ
Нет ассоциаций.
20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ
Ассоциация страховщиков Воронежской области.
НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
Новые формы взаимодействия между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ), появившиеся в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
В 2002 году был приняты: Закон «О здравоохранении Воронежской области», Постановление Администрации Воронежской области №738 от 09.08.2002 г. «Об оптимизации структуры медицинской помощи населению Воронежской области», Постановление Администрации области №737 от 09.08.2002 г. «О кадрах учреждений здравоохранения области». В этих документах определены приоритеты работы на селе: реструктуризация системы сельского здравоохранения – создание амбулаторий на базе ФАП, открытие новых пунктов неотложной помощи на базе участковых больниц и амбулаторий. Особое внимание уделяется закреплению медицинских кадров на селе, улучшению обеспеченности ими, перестройке амбулаторного этапа по принципу общей врачебной (семейной) практики.
Наиболее важные формы управления и финансирования в сфере здравоохранения, внедренные в субъекте РФ в 2002 ‑ 2004 годах:
Внедрена одноканальная система финансирования.