Управление и финансирование
Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ
Вологодская область
2006 год
В 2006 году размеры государственного финансирования в регионе составили 3,1 тыс. руб. на человека при 5,2 тыс. руб. на человека в среднем по России. Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг 77%, что несколько меньше 81% - среднего показателя по всем субъектам РФ.
Вологодская область относится к числу регионов с уровнем развития системы ОМС ниже среднего. Однако доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 49% и превысила среднероссийский показатель. Функции страховщиков в 2006 году выполняли 2 страховые медицинские организации. Оплата амбулаторной помощи производилась по посещениям. Для стационарной помощи применялся метод оплаты средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении.
В регионе отсутствует система медико-экономических стандартов, нет клинико-статистических групп. Дифференциация тарифы производилась по категориям ЛПУ, а также по профилям отделений стационара.
Область характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, в то время как развитость механизмов согласования региональной и муниципальной политики в регионе выше средней по стране.
Информационные технологии в управлении здравоохранением относятся к среднеразвитым.
Уровень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения в 2006 году, был в регионе относительно невысоким.
Методы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги являются среднеразвитыми.
В 2006 году в регионе введены дополнительные выплаты медицинскому персоналу противотуберкулезных стационаров: врачам 10000 руб., среднему персоналу 5000 руб., младшему персоналу 1000 руб., а также дополнительные выплаты медицинским сестрам операционным и медицинским сестрам-анестезистам областного онкологического диспансера – 5000 руб.
2005 год
Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Функции страховщиков выполняют 2 страховых медицинских организации. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, а стационарной – за пролеченного больного в профильном отделении. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по группам медицинских учреждений (центральные областные, районные и т.д.).
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС в регионе отличаются сравнительно высоким уровнем развития, а уровень развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики несколько ниже среднего по стране.
Информационные технологии в управлении здравоохранением относятся к среднеразвитым.
Уровень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения в 2005 году, а также методов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги был в регионе относительно невысоким.
В 2005 году внедрены новые автоматизированные системы.
2004 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в Вологодской области в 2004 году составили 3,1 тыс. руб. на человека. Это несколько выше, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составлял в 2004 году 74%, что ниже соответствующего среднероссийского показателя – 82%.
Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 50%, а в среднем по России - только 48%. Функции страховщиков выполняют 4 страховые медицинские организации. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, а стационарной - по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ и по профилям отделений стационаров.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, а также механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в регионе на среднем для страны уровне.
Информационные технологии в управлении здравоохранением относятся к среднеразвитым.
Уровень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения в 2004 году, а также методов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги был в регионе относительно невысоким.
В 2002 – 2004 годах в регионе были внедрены новые формы организации обязательного медицинского страхования неработающего населения.
1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи
1. Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
4810,2 |
2.Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
3781,7 |
3.Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
3842,4 |
В том числе: |
|
3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб. |
1920,5 |
3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб. |
625,8 |
3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб. |
1075,1 |
3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб. |
221,1 |
4.Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
5502,7 |
5.Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
3989,6 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
2. Название органа управления здравоохранением:
Департамент здравоохранения правительства Вологодской области
3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
|
V |
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
|
V |
|
4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:
Муниципальных систем здравоохранения |
Да |
|
Лечебно-профилактических учреждений |
Да |
|
5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения
6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году
Нет информации
7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
vologdauzo@inbox.RU |
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)
8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году
1. Бюджет субъекта РФ |
Да |
|
2. Местные бюджеты |
|
Нет |
3. Пенсионный фонд РФ |
Да |
|
9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС
Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС |
Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ |
Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций |
Число муници-пальных медицинских организаций |
Число частных медицинских организаций |
1. Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник) |
|
3 |
14 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
Самостоятельные
|
|
3 |
14 |
|
1.2. Входящие в состав больничных учреждений |
|
|
|
|
2.Стоматологические поликлиники |
|
|
7 |
|
3. Больничные учреждения |
5 |
5 |
39 |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
|
|
|
10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.
1. Больничные учреждения |
1.1. Больницы: |
1.1.1.Участковые |
Да |
|
1.1.2.Районные |
Да |
|
1.1.3.Городские |
Да |
|
1.1.4.Центральные (районные, городские) |
Да |
|
1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные) |
Да |
|
1.2. Специализированные больницы |
|
Нет |
2. Диспансеры: |
2.1. Кардиологические |
|
Нет |
2.2. Кожно-венерологические |
|
|
2.3. Наркологические |
|
Нет |
2.4. Онкологические |
|
|
2.5. Противотуберкулезные |
|
Нет |
2.6. Психоневрологические |
|
Нет |
3. Самостоятельные поликлиники |
|
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
Нет |
5. Родильные дома |
|
|
6. Амбулатории |
|
|
7. Фельдшерско-акушерские пункты |
|
Нет |
11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году
Полное наименование страховой медицинской организации |
|
|
1. ЗАО МСО «Медстрахсервис-Вологда» |
|
2. ЗАО СМФ «Эликсир» |
|
3. ОАО МСК «Элпис» |
|
4. ОАО МСК «Шексна-М» |
|
12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится
По возрасту застрахованных |
Да |
|
По полу застрахованных |
Да |
|
По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) |
Да |
|
По другим основаниям (указать каким):
Коэффициент прошлых затрат по СМО |
13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по посещениям |
Да |
|
Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
|
Нет |
Оплата законченных случаев лечения |
|
Нет |
Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
|
Нет |
Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
|
Нет |
Оплата медицинских услуг по балльной системе |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней |
|
Нет |
Оплата за законченный случай госпитализации |
|
Нет |
Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
|
Нет |
Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
|
Нет |
Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
Да |
|
Другие методы (указать какие):
|
15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:
По категориям ЛПУ |
Да |
|
По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
|
Нет |
По профилям отделений стационара |
Да |
|
По клинико-статистическим группам (КСГ) |
|
Нет |
По заболеваниям |
|
Нет |
По муниципальным образованиям |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:
0 |
Стандартов (протоколов, рекомендаций) |
17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ
1. Врачей
2. Медицинских сестер
19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ
Нет.
20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ
Ассоциация страховщиков медицинских страховых организаций Вологодской области.
НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
Наиболее важные формы организации системы обязательного медицинского страхования, внедренные в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
1. Централизация страховых взносов за неработающее население на уровне субъекта РФ.
2. Организация страхования неработающего населения в субъекте РФ одной страховой медицинской организацией.