Управление и финансирование
Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ
Волгоградская область
2006 год
В 2006 году размеры государственного финансирования здравоохранения оказались ниже среднероссийского уровня (5,2 тыс. руб. на человека) и составили 3,0 тыс. руб. на одного жителя Волгоградской области. Уровень финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составил 79% при 81% в среднем по РФ.
Система ОМС характеризуется уровнем развития ниже среднего. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 35%. 2 страховые медицинские организации выполняли функции страховщиков в 2006 году. Оплата амбулаторной помощи осуществлялась по посещениям. Оплата стационарной помощи – по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении.
В регионе не применяются как медико-экономические стандарты, так и клинико-статистические группы. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС производилась по категориям ЛПУ, а также по возрасту (дети-взрослые) и типу специализации.
Регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, в то время как степень развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики, а также механизмов регулирования лекарственного обеспечения несколько ниже средней по стране.
Развитость в регионе информационных технологий в управлении здравоохранением, а также методов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги была сравнительно высокой. В 2006 году внедрены новые автоматизированные информационные системы.
В 2006 году произошли существенные изменения организационной структуры регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ), были внедрены новые формы взаимодействия между органами власти субъекта РФ и территориального фонда ОМС, регионе активно работало несколько межведомственных координационных советов (комиссий). Произошли изменения в регулировании цен на лекарственные средства.
В 2006 году был образован межведомственный координационный совет по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, расширен состав межведомственного координационного совета, создана согласительная комиссия по решению спорных вопросов по осуществлению денежных выплат врачам первичного звена.
В 2006 году в рамках Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области организован отдел развития приоритетных и профилактических направлений в здравоохранении.
22 июня 2006 г. подписан приказ Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области № 627 «О порядке предоставления государственными учреждениями здравоохранения платных медицинских услуг населению Волгоградской области.
Гсударственное регулирование цен на платные медицинские услуги путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности и т.д. не применяется; цены на платные медицинские услуги рассчитываются и устанавливаются государственными учреждениями здравоохранения в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2005 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 2,3 тыс. руб. на человека, что значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет лишь 66%, что ниже среднероссийского показателя – 79%.
Система ОМС характеризуется низким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 49%, что соответствует среднероссийскому показателю. Функции страховщиков выполняют 6 страховых медицинских организаций и ТФОМС. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, а стационарной - по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по каждому ЛПУ, по категориям ЛПУ и по единым тарифам.
Регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, в то время как степень развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики несколько ниже средней по стране.
Развитость в регионе информационных технологий в управлении здравоохранением, а также механизмов регулирования лекарственного обеспечения в 2005 году была невысокой.
Методы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги являются среднеразвитыми.
В 2005 были осуществлены нововведения в организации управления и финансирования здравоохранения.
Внедрены новые автоматизированные системы.
2004 год
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 1,9 тыс. руб. на человека, что значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг 74%, что ниже среднероссийского показателя – 82%.
Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 52%, а в среднем по России - только 48%. Функции страховщиков выполняют 6 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется за отдельные услуги и по посещениям, а стационарной - по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ и по профилям отделений стационара.
Регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, в то время как степень развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики выше средней по стране.
Развитость в регионе информационных технологий в управлении здравоохранением, а также механизмов регулирования лекарственного обеспечения в 2004 году была невысокой.
Методы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги являются среднеразвитыми.
В 2002 – 2004 годах был осуществлен целый ряд нововведений в организации управления и финансирования здравоохранения.
1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи
1. Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
6769,2 |
2.Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
4966,6 |
3.Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
5000,7 |
В том числе: |
|
3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб. |
2402,5 |
3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб. |
1026,9 |
3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб. |
1472,5 |
3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб. |
99,0 |
4.Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
9158,5 |
5.Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
5750,4 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
2. Название органа управления здравоохранением:
Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области
3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
V |
|
|
4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:
Муниципальных систем здравоохранения |
Да |
|
Лечебно-профилактических учреждений |
Да |
|
5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения
6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году
1. Совет по региональной политике в системе здравоохранения при Главе Администрации Волгоградской области.
2. Региональный межведомственный экспертный Совет по установлению причинной связи заболевания, инвалидности и смерти лиц, пострадавших от воздействия радиации ЧАЭС.
7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
в
большинстве
ЛПУ |
|
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
|
в
некоторых
ЛПУ |
|
Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
Сайта нет.
e-mail: oblzdrav@volganet.ru |
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)
8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году
1. Бюджет субъекта РФ |
Да |
|
2. Местные бюджеты |
|
Нет |
3. Пенсионный фонд РФ |
Да |
|
9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС
Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС |
Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ |
Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций |
Число муници-пальных медицинских организаций |
Число частных медицинских организаций |
1. Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник) |
2 |
6 |
81 |
11 |
В том числе: |
|
|
|
|
Самостоятельные
|
2 |
6 |
53 |
8 |
1.2. Входящие в состав больничных учреждений |
– |
– |
28 |
3 |
2.Стоматологические поликлиники |
1 |
2 |
25 |
1 |
3. Больничные учреждения |
7 |
9 |
146 |
– |
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
– |
– |
– |
– |
10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.
1. Больничные учреждения |
1.1. Больницы: |
1.1.1.Участковые |
Да |
|
1.1.2.Районные |
Да |
|
1.1.3.Городские |
Да |
|
1.1.4.Центральные (районные, городские) |
Да |
|
1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные) |
Да |
|
1.2. Специализированные больницы |
Да |
|
2. Диспансеры: |
2.1. Кардиологические |
Да |
|
2.2. Кожно-венерологические |
Да |
|
2.3. Наркологические |
|
Нет |
2.4. Онкологические |
Да |
|
2.5. Противотуберкулезные |
|
Нет |
2.6. Психоневрологические |
|
Нет |
3. Самостоятельные поликлиники |
Да |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
Нет |
5. Родильные дома |
Да |
|
6. Амбулатории |
Да |
|
7. Фельдшерско-акушерские пункты |
|
Нет |
11.Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году
Полное наименование страховой медицинской организации |
|
|
1. ГУП «Волгоградская областная страховая медицинская компания» |
|
2. Филиал ОАО «Газпроммедстрах» в г. Волгограде |
|
3. ОАО Страховая фирма «Сервита-Мед» |
|
4. ООО «Триада–Волгомед»
|
|
5. ООО Страховая медицинская фирма «Лисса-Комплекс-М»
|
|
6. Филиал ЗАО «КапиталЪ медицинское страхование» в г. Волгограде
|
|
12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится
По возрасту застрахованных |
|
Нет |
По полу застрахованных |
|
Нет |
По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по посещениям |
Да |
|
Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
Да |
|
Оплата законченных случаев лечения |
|
Нет |
Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
|
Нет |
Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
|
Нет |
Оплата медицинских услуг по балльной системе |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
ВФ МНТК «Микрохирургия глаза» – по отдельным тарифам по законченному случаю, МУЗ «Консультативно – диагностическая поликлиника аллергологии и клинической иммунологии» МУЗ «Консультативно–диагностическая поликлиника «Анти-СПИД». Государственное учреждение Научно–исследовательский институт клинической и экспериментальной ревматологии Российской академии медицинских наук – оплата отдельных лабораторных исследований. |
14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней |
Да |
|
Оплата за законченный случай госпитализации |
|
Нет |
Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
|
Нет |
Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
|
Нет |
Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:
По категориям ЛПУ |
Да |
|
По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
|
Нет |
По профилям отделений стационара |
Да |
|
По клинико-статистическим группам (КСГ) |
|
Нет |
По заболеваниям |
|
Нет |
По муниципальным образованиям |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:
0 |
Стандартов (протоколов, рекомендаций) |
17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ
1.Волгоградское региональное отделение Российской медицинской ассоциации.
2. Волгоградская областная Ассоциация медицинских сестер
3.Региональное отделение Общероссийской Ассоциации врачей общей практики.
19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ
1. Ассоциация больных гемофилией.
2. Региональное отделение Российской Ассоциации врачей "Союз педиатров России ".
3. Областное Волгоградское диабетическое общество в рамках ассоциации Южного диабетического округа.
20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ
1. Волгоградская ассоциация страховых медицинских ассоциаций.
НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
Наиболее важные формы управления и финансирования в сфере здравоохранения, внедренные в субъекте РФ в 2002 ‑ 2004 годах:
1. Организация целевого бюджетного фонда «Лекарственный фонд Волгоградской области» для обеспечения социально-незащищенных категорий населения дополнительной лекарственной помощью.
2. Разработка и внедрение на территории Волгоградской области единой стратегии контроля качества и технологии экспертизы качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения г. Волгограда и Волгоградской области.
3. Открытие филиала кафедры семейной медицины Волгоградского государственного медицинского университета в сельских больницах.
4. Участие в эксперименте, проводимом Центральным научно-исследовательским институтом организации и информатизации здравоохранения по распространению в России методологии улучшения систем оказания медицинской помощи (УСОМП) по внедрению на пилотных площадках в районах и городах Волгоградской области, утвержденных клинических направлений (артериальная гипертония, бронхиальная астма, соматические депрессии).
5. Участие в качестве ключевого партнера в международных проектах:
- ВОЗ/ЮНИСЭФ: "Охрана, поддержка и поощрение грудного вскармливания младенцев", "Больница, доброжелательная к ребенку",
- ООН: "Комплексные стратегии противодействия распространению ВИЧ/ИППП среди молодежи в Российской Федерации".
- Имперского колледжа (Лондон): "Знания для противодействия ВИЧ/СПИДу в Российской Федерации
Наиболее важные формы организации системы обязательного медицинского страхования, внедренные в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
1. Создание единого регистра застрахованных, присвоение единого уникального персонифицированного номера с централизованной распечаткой на бланках полисов единого образца от имени страховых медицинских организаций.
2. Введение укрупненных тарифов на медицинские услуги (посещения, койко-дни, дни лечения в дневном стационаре).
3. Проведение анализа деятельности медицинских учреждений, работающих в системе ОМС на основе электронных счетов.
4. Территориальный фонд ОМС ежемесячно проводит тематические совещания с субъектами ОМС (дни эксперта) по вопросам методологии, организации экспертной деятельности на территории Волгоградской области и анализу ее результатов.
Новые формы оплаты труда (включая новые виды доплат и премий), появившиеся в субъекте РФ в 2002 ‑ 2004 годах:
С 2003 года введена дополнительная доплата за работу с микобактериями туберкулеза.