Управление и финансирование
Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ
Тульская область
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
2006 год
ДАННЫЕ АНКЕТИРОВАНИЯ ЗА 2006 ГОД
В 2006 году размеры государственного финансирования в регионе составили 3,0 тыс. руб. на человека при 5,2 тыс. руб. на человека в среднем по России. Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг 72,49%, что ниже среднего показателя по всем субъектам - 81,23%.
Тульская область относится к числу регионов со средним уровнем развития системы ОМС. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 71,68%. Доля ОМС по России – 37,6%. Функции страховщиков в 2006 году выполняли две страховые медицинские организации. Оплата амбулаторной помощи производилась по посещениям и оплата медицинских услуг по балльной системе. Для стационарной помощи применялись такие методы, как оплата по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней, оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета).
Практика использования медико-экономических стандартов или клинико-статистических групп в регионе отсутствует. Дифференциация тарифов производилась по каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы).
Для региона характерен сравнительно высокий для России уровень развития механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. Однако механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по России.
Информационные технологии в управлении здравоохранением используются в регионе достаточно широко. В 2006 году внедрены новые автоматизированные информационные системы.
Вместе с тем, развитость механизмов регулирования лекарственного обеспечения и ценообразования на платные медицинские услуги здесь несколько ниже среднего по стране уровня.
В 2006 году в регионе работали несколько межведомственных координационных советов (комиссий).
2005 год
ДАННЫЕ АНКЕТИРОВАНИЯ ЗА 2005 ГОД
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 3,0 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 73%, что ниже среднероссийского показателя – 80%.
Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 33%. Уровень развития механизмов ОМС выше среднего. Функции страховщиков в 2005 году выполняли 2 страховые медицинские организации. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, за отдельные услуги и по балльной системе, а стационарной - за согласованные объемы медицинской помощи. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по каждому ЛПУ.
Для региона характерен сравнительно высокий для России уровень развития механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. Однако механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по России.
Информационные технологии в управлении здравоохранением используются в регионе достаточно широко. В 2005 году внедрены новые автоматизированные системы.
Вместе с тем, развитость механизмов регулирования лекарственного обеспечения и ценообразования на платные медицинские услуги здесь несколько ниже среднего по стране уровня.
2004 год
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 2,4 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 83%, что близко к среднероссийскому показателю – 82%.
Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 49%. Функции страховщиков в 2004 году выполняли 2 страховые медицинские организации. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, по подушевому принципу на одного прикрепившегося, по балльной системе, а стационарной - за согласованные объемы медицинской помощи. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по каждому ЛПУ.
Для региона характерен сравнительно высокий для России уровень развития механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. Однако механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по России.
Информационные технологии в управлении здравоохранением широко используются в регионе, здесь применяется телемедицина, ведутся специальные регистры (медико-дозиметрический, онкологический, сахарного диабета, кадров), внедрена ежеквартальная статистическая отчетность.
Механизмы регулирования лекарственного обеспечения в регионе относятся к среднеразвитым.
Вместе с тем, развитость механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги несколько ниже среднего по стране уровня.
В 2002 – 2004 годах был осуществлен ряд нововведений в организации ОМС.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
4721,17 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
3798,37 |
Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
3925,78 |
В том числе: |
|
3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб. |
2017,88 |
3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб. |
929,2 |
3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб. |
906,82 |
3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб. |
71,88 |
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
4985,47 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
3521,76 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
2. Название органа управления здравоохранением:
Департамент здравоохранения Тульской области
3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
|
V |
|
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
|
|
V |
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
|
V |
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
|
|
V |
4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:
Муниципальных систем здравоохранения |
Да |
Лечебно-профилактических учреждений |
Да |
5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения
6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году
- по борьбе с распространением наркомании,
- по делам несовершеннолетних,
- по организации летнего отдыха детей,
- по охране труда
7. 4Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
|
в некоторых
ЛПУ |
|
Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
root@admin.phtula.mednet.com |
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)
8. 4 Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году 4
1. Бюджет субъекта РФ |
|
Нет |
2. Местные бюджеты |
Да |
|
3. Пенсионный фонд РФ |
|
Нет |
9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС
Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС |
Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ |
Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций |
Число муници-пальных медицинских организаций |
Число частных медицинских организаций |
1. Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник) |
8 |
4 |
87 |
4 |
В том числе: |
|
|
|
|
Самостоятельные
|
|
|
15 |
4 |
1.2. Входящие в состав больничных учреждений |
7 |
4 |
72 |
|
2.Стоматологические поликлиники |
|
|
12 |
4 |
3. Больничные учреждения |
7 |
4 |
89 |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
|
|
|
10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.
1. Больничные учреждения |
1.1. Больницы: |
1.1.1.Участковые |
Да |
|
1.1.2.Районные |
Да |
|
1.1.3.Городские |
Да |
|
1.1.4.Центральные (районные, городские) |
Да |
|
1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные) |
Да |
|
1.2. Специализированные больницы |
|
Нет |
2. Диспансеры: |
2.1. Кардиологические |
|
Нет |
2.2. Кожно-венерологические |
Да |
|
2.3. Наркологические |
|
Нет |
2.4. Онкологические |
Да |
|
2.5. Противотуберкулезные |
Да |
|
2.6. Психоневрологические |
|
Нет |
3. Самостоятельные поликлиники |
Да |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
Нет |
5. Родильные дома |
Да |
|
6. Амбулатории |
Да |
|
7. Фельдшерско-акушерские пункты |
|
Нет |
11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году
Полное наименование страховой медицинской организации
(филиала ТФОМС) |
|
|
1. ООО «Медицинская страховая компания «ВИРМЕД» |
|
2. Некоммерческая организация-фонд «Страховая медицинская организация «Тульская областная больничная касса» |
|
12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится
По возрасту застрахованных |
|
Нет |
По полу застрахованных |
|
Нет |
По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
по коэффициенту предыдущих затрат |
13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по посещениям |
Да |
|
Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
|
Нет |
Оплата законченных случаев лечения |
|
Нет |
Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
Да |
|
Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
|
Нет |
Оплата медицинских услуг по балльной системе |
Да |
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
14. Методы оплаты стационарной помощи в cистеме ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней |
|
Нет |
Оплата за законченный случай госпитализации |
|
Нет |
Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
Да |
|
Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
|
Нет |
Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:
По категориям ЛПУ |
|
Нет |
По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
Да |
|
По профилям отделений стационара |
|
Нет |
По клинико-статистическим группам (КСГ) |
|
Нет |
По заболеваниям |
|
Нет |
По муниципальным образованиям |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:
0 |
Стандартов (протоколов, рекомендаций) |
17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ
Нет информации
19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ
- пациентов, больных сахарным диабетом;
- пациентов, больных рассеянным склерозом;
- пациентов, страдающих болезнями крови
20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ
Тульская ассоциация медицинских страховых организаций
НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
Наиболее важные формы организации системы обязательного медицинского страхования, внедренные в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
1. Внедрение пластикового полиса с микросхемой.
2. Внедрение системы автоматизированного бухгалтерского учета и программного комплекса аналитического учета движения финансов в фонде и учреждениях здравоохранения.
3. Использование специализированной экспертизы «Автоматизированная технология экспертизы качества медицинской помощи».