Управление и финансирование
Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ
Республиа Татарстан
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
2004 год
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 2,7 тыс. руб. на человека, что несколько ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 98%, что выше среднероссийского показателя – 82%.
Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 55%. Функции страховщиков в 2004 году выполняли филиалы ТФОМС. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по подушевому принципу на одного прикрепившегося, а стационарной - за законченный случай госпитализации.
В Республике Татарстан создана развитая система клинико-статистических групп. При расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС в 2004 году использовалось 6374 клинико-статистические группы. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществлялась по категориям ЛПУ, по профилям отделений стационара, по клинико-статистическим группам.
Степень развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС в регионе несколько ниже, чем в среднем по стране. В то же время механизмы согласования региональной и муниципальной политики являются среднеразвитыми.
В республике очень хорошо развиты информационные технологии в управлении здравоохранением. Здесь ведутся персонифицированные базы данных о случаях амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, выписанных и отпущенных медикаментах льготным категориям граждан.
Регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения.
Вместе с тем механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги характеризуются сравнительно низким уровень развитости.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
10541,5 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
10314,9 |
Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
10338,53 |
В том числе: |
|
3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб. |
4635,92 |
3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб. |
3150,0 |
3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб. |
2552,6 |
3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб. |
- |
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
11931,2 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
9842,78 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
2. Название органа управления здравоохранением:
Министерство здравоохранения Республики Татарстан
3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
|
V |
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
V |
|
|
4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:
Муниципальных систем здравоохранения |
Да |
Лечебно-профилактических учреждений |
Да |
5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения
6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году
1. Межведомственный Совет по гигиеническому образованию и воспитанию населения при Кабинете Министров Республики Татарстан
2. Межведомственная комиссия Кабинета Министров Республики Татарстан по борьбе со СПИДом
3. Санитарно- противоэпидемическая комиссия Кабинета Министров Республики Татарстан
4. Межведомственная комиссия Совета безопасности Республики Татарстан по экологической безопасности и охране здоровья населения
5. Межведомственная комиссия Совета безопасности Республики Татарстан по противодействию злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту
6. Республиканский противотуберкулезный штаб
7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
Http://mzdravrt.kazan.ru |
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)
8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году
1. Бюджет субъекта РФ |
Да |
|
2. Местные бюджеты |
|
Нет |
3. Пенсионный фонд РФ |
|
Нет |
9. 2 ТФОМС. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС
Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС |
Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ |
Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций |
Число муници-пальных медицинских организаций |
Число частных медицинских организаций |
1. Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник) |
|
4 |
294 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
Самостоятельные
|
|
|
47 |
|
1.2. Входящие в состав больничных учреждений |
|
4 |
247 |
|
2.Стоматологические поликлиники |
|
|
24 |
|
3. Больничные учреждения |
|
4 |
165 |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
|
|
|
10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.
1. Больничные учреждения |
1.1. Больницы: |
1.1.1.Участковые |
Да |
|
1.1.2.Районные |
Да |
|
1.1.3.Городские |
Да |
|
1.1.4.Центральные (районные, городские) |
Да |
|
1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные) |
Да |
|
1.2. Специализированные больницы |
Да |
|
2. Диспансеры: |
2.1. Кардиологические |
Да |
|
2.2. Кожно-венерологические |
|
Нет |
2.3. Наркологические |
|
Нет |
2.4. Онкологические |
Да |
|
2.5. Противотуберкулезные |
|
Нет |
2.6. Психоневрологические |
|
Нет |
3. Самостоятельные поликлиники |
Да |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
Нет |
5. Родильные дома |
Да |
|
6. Амбулатории |
Да |
|
7. Фельдшерско-акушерские пункты |
|
Нет |
11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году
Полное наименование страховой медицинской организации
(филиала ТФОМС) |
|
|
1. Агрызская ТБК |
|
2. Азнакаевское ТБК |
|
3. Аксубаевское ТБК |
|
4. Актанышское ТБК |
|
5. Алексеевское ТБК |
|
6. Алькеевское ТБК |
|
7. Альметьевское ТБК |
|
8. Апастовское ТБК |
|
9. Арское ТБК |
|
10. Атнинское ТБК |
|
11. Бавлинское ТБК |
|
12. Балтасинское ТБК |
|
13. Бугульминское ТБК |
|
14. Буинское ТБК |
|
15. Верхнеуслонское ТБК |
|
16. Высокогорское ТБК |
|
17. Дрожжановское ТБК |
|
18. Елабужское ТБК |
|
19. Заинское ТБК |
|
20. Зеленодольское ТБК |
|
21. Кайбицкое ТБК |
|
22.Камско-Устьинское ТБК |
|
23. Кукморское ТБК |
|
24. Лаишевское ТБК |
|
25. Лениногорское ТБК |
|
26. Мамадышское ТБК |
|
27. Менделеевское ТБК |
|
28. Мензелинское ТБК |
|
29. Муслюмовское ТБК |
|
30. Нижнекамское ТБК |
|
31. Новошешминское ТБК |
|
32. Нурлатское ТБК |
|
33. Пестречинское ТБК |
|
34. Рыбно-Слободское ТБК |
|
35. Сабинское ТБК |
|
36. Сармановское ТБК |
|
37. Спасское ТБК |
|
38. Тетюшское ТБК |
|
39. ТБК г. Н. Челны |
|
40.Тюлячинское ТБК |
|
41. Черемшанское ТБК |
|
42. Чистопольское ТБК |
|
43. Ютазинское ТБК |
|
44. ТБК г. Казани |
|
45. Тукаевское ТБК |
|
12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится
По возрасту застрахованных |
|
Нет |
По полу застрахованных |
|
Нет |
По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по посещениям |
|
Нет |
Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
|
Нет |
Оплата законченных случаев лечения |
|
Нет |
Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
Да |
|
Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
|
Нет |
Оплата медицинских услуг по балльной системе |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней |
|
Нет |
Оплата за законченный случай госпитализации |
Да |
|
Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
|
Нет |
Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
|
Нет |
Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:
По категориям ЛПУ |
Да |
|
По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
|
Нет |
По профилям отделений стационара |
Да |
|
По клинико-статистическим группам (КСГ) |
Да |
|
По заболеваниям |
|
Нет |
По муниципальным образованиям |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:
0 |
Стандартов (протоколов, рекомендаций) |
17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ
Нет информации
19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ
Нет
20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ
Нет
НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
Нет информации.
2005 год
ДАННЫЕ АНКЕТИРОВАНИЯ ЗА 2005 ГОД
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 2,9 тыс. руб. на человека, что существенно ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 96%, что выше среднероссийского показателя – 79%.
Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 48%. Функции страховщиков в 2005 году выполняли филиалы ТФОМС и 1 страховая медицинская организация. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, а стационарной – по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней.
В Республике Татарстан создана развитая система клинико-статистических групп. При расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС в 2005 году использовалось 6228 клинико-статистических групп, однако дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществлялась лишь по категориям ЛПУ и по профилям коек.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС находятся на среднем для страны уровне развития. В то же время механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по России.
В республике очень хорошо развиты информационные технологии в управлении здравоохранением. В 2005 году внедрены новые автоматизированные системы .
Регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения.
Вместе с тем механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги характеризуются сравнительно низким уровень развитости.
В 2005 году произошли нормативные изменения условий предоставления платных услуг в государственных и муниципальных ЛПУ.