Управление и финансирование
Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ
Псковская область
2006 год
В 2006 году размеры государственного финансирования в регионе – 3,9 тыс. руб. на одного человека - были ниже среднего показателя по России – 5,2 тыс. руб. Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг 88%, что несколько выше 81% - среднего показателя по всем субъектам РФ.
В Псковской области внедрены методы планирования объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, обеспечивающие учет реальной оперативной активности на стационарных койках. на основе классификатора оперативных вмешательств Установление реестра оказанной оперативной медицинской помощи, выполняемых государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения.
Псковская область относится к числу регионов с высоким уровнем развития системы ОМС. Вместе с тем, доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 36%. Функции страховщиков в 2006 году выполняла одна страховая медицинская организация. Оплата амбулаторной помощи производилась за отдельные услуги и законченные случаи лечения, для оплаты стационарной применялся метод оплаты за законченный случай госпитализации.
В регионе не используется система медико-экономических стандартов, клинико-статистических групп. Тарифы на оплату медицинской помощи в системе ОМС рассчитывались согласно категориям медицинских учреждений, а также по профилям отделений стационара.
Для региона характерен средний уровень развития механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, в то время как механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в меньшей степени, чем в среднем по России.
Регион характеризуется средним уровнем развитости информационных технологий в управлении здравоохранением. В 2006году внедрены новые автоматизированные системы.
Сравнительно высоким уровнем развития отличаются и механизмы регулирования лекарственного обеспечения и методы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги.
В регионе активно работало несколько межведомственных координационных советов (комиссий). В 2006 создан Совет руководителей центральных районных больниц.
2005 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 2,5 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению составляет 64%, что ниже среднероссийского показателя – 80%.
Система ОМС характеризуется уровнем развития выше среднего. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 47%. Функции страховщиков выполняют ТФОМС и 1 страховая медицинская организация. Оплата амбулаторной помощи осуществляется за законченный случай лечения и за отдельные услуги, а стационарной - за законченный случай госпитализации. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ и по профилям отделений стационара.
Регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, механизмов согласования региональной и муниципальной политики, информационных технологий в управлении здравоохранением.
Степень развитости информационных технологий в управлении здравоохранением в регионе несколько ниже средней по стране. В то же время здесь в 2005 году внедрены новые автоматизированные системы.
В регионе наблюдается средний уровень развития механизмов регулирования лекарственного обеспечения.
В то же время регион отличается высоко развитыми методами регулирования ценообразования на платные медицинские услуги.
2004 год
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 2,2 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению составляет 87%, что выше среднероссийского показателя – 82%.
Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 46%. Функции страховщиков выполняют ТФОМС и 1 страховая медицинская организация. Оплата амбулаторной помощи осуществляется за законченный случай лечения и за отдельные услуги, а стационарной - за законченный случай госпитализации. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ и по профилям отделений стационара.
Регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, механизмов согласования региональной и муниципальной политики, информационных технологий в управлении здравоохранением. Механизмы регулирования лекарственного обеспечения и методы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги также развиты на среднем для страны уровне.
В 2002 – 2004 годах был внедрен метод оплаты стационарной помощи за законченный случай госпитализации.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
1910,42 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
1560,88 |
Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
1666,14 |
В том числе: |
|
3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб. |
910,24 |
3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб. |
314,25 |
3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб. |
451,96 |
3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб. |
|
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
2807,12 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
1894,37 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
2. Название органа управления здравоохранением:
Государственный комитет здравоохранения Псковской области.
3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
|
|
V |
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
|
|
V |
4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:
Муниципальных систем здравоохранения |
Да |
|
Лечебно-профилактических учреждений |
Да |
|
5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения
6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году
1.Межведомственный совет по больбе с туберкулезом.
2. Межвежомственный совет по предупреждению рапространения ВИЧ-инфекции.
Санитарно-противоэпидемический совет.
7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
|
в некоторых
ЛПУ |
|
Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)
8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году
1. Бюджет субъекта РФ |
Да |
|
2. Местные бюджеты |
|
Нет |
3. Пенсионный фонд РФ |
Да |
|
9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС
Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС |
Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ |
Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций |
Число муници-пальных медицинских организаций |
Число частных медицинских организаций |
1. Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник) |
3 |
7 |
38 |
- |
В том числе: |
|
|
|
|
Самостоятельные
|
- |
2 |
7 |
- |
1.2. Входящие в состав больничных учреждений |
3 |
5 |
31 |
- |
2.Стоматологические поликлиники |
2 |
7 |
31 |
2 |
3. Больничные учреждения |
4 |
5 |
33 |
- |
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
- |
- |
- |
- |
10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.
1. Больничные учреждения |
1.1. Больницы: |
1.1.1.Участковые |
|
Нет |
1.1.2.Районные |
Да |
|
1.1.3.Городские |
Да |
|
1.1.4.Центральные (районные, городские) |
Да |
|
1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные) |
Да |
|
1.2. Специализированные больницы |
Да |
|
2. Диспансеры: |
2.1. Кардиологические |
|
Нет |
2.2. Кожно-венерологические |
Да |
|
2.3. Наркологические |
|
Нет |
2.4. Онкологические |
Да |
|
2.5. Противотуберкулезные |
Да |
|
2.6. Психоневрологические |
|
Нет |
3. Самостоятельные поликлиники |
|
Нет |
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
Нет |
5. Родильные дома |
Да |
|
6. Амбулатории |
Да |
Нет |
7. Фельдшерско-акушерские пункты |
Да |
Нет |
11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году
Полное наименование страховой медицинской организации
(филиала ТФОМС) |
|
|
1.Псковский областной фонд ОМС |
|
2.Филиал страховой медицинской компании ЗАО «МАКС-М» в г. Пскове |
|
12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится
По возрасту застрахованных |
|
Нет |
По полу застрахованных |
|
Нет |
По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по посещениям |
|
Нет |
Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
Да |
|
Оплата законченных случаев лечения |
Да |
|
Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
|
Нет |
Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
|
Нет |
Оплата медицинских услуг по балльной системе |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней |
|
Нет |
Оплата за законченный случай госпитализации |
Да |
|
Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
|
Нет |
Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
|
Нет |
Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:
По категориям ЛПУ |
Да |
|
По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
|
Нет |
По профилям отделений стационара |
Да |
|
По клинико-статистическим группам (КСГ) |
|
Нет |
По заболеваниям |
|
Нет |
По муниципальным образованиям |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:
Нет |
Стандартов (протоколов, рекомендаций) |
17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ
Стоматологическая ассоциация Псковской области.
19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ
Общество больных гемофилией.
20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ
нет
НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
Новые формы взаимодействия между региональным органом управления здравоохранения (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ), появившиеся в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
Нет.
Наиболее важные формы управления и финансирования в сфере здравоохранения, внедренные в субъекте РФ в 2002 ‑ 2004 годах:
Оплата стационарных медицинских услуг в системе ОМС за законченный случай госпитализации.
Новые формы оплаты труда (включая новые виды доплат и премий), появившиеся в субъекте РФ в 2002 ‑ 2004 годах:
Нет.