Управление и финансирование
Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ
Приморский край
2006 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2006 году составили около 3,3 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 5,2 тыс.руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 76%, что также меньше значения среднероссийского показателя - 81%.
Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Однако доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 39%. Функции страховщиков в 2006 году выполняли 5 страховых медицинских организации. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, за отдельные услуги и законченные случаи лечения; стационарной – за законченный случай госпитализации.
В Приморском крае развитая система клинико-статистических групп. При расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС в 2006 году использовалось 2281 медико-экономических стандартов и 4445 клинико-статистических групп. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществлялась по каждому ЛПУ и клинико-статистическим группам.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по России. В то же время регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики.
Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются в регионе достаточно широко. В 2006году в регионе внедрены новые автоматизированные системы.
Сравнительно высоким уровнем развития отличаются и механизмы регулирования лекарственного обеспечения.
Методы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги развиты на среднем для страны уровне.
В 2006 году внедрен ряд новых форм координационного управления и взаимодействия. Департамент здравоохранения по вопросам совместного ведения в сфере здравоохранения принимает участие в работе Совета глав муниципальных образований при Губернаторе Приморского края, Комиссии по заслушиванию отчетов глав муниципальных образований об итогах социально-экономического развития.
2005 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 2,9 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 64%, что значительно ниже среднероссийского показателя – 80%.
Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 50%. Функции страховщиков в 2005 году выполняли 5 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, за отдельные услуги, за законченный случай лечения, а стационарной - за законченный случай госпитализации.
В Приморском крае при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС в 2005 году использовалось 2281 медико-экономических стандартов и 3846 клинико-статистические группы. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществлялась по каждому ЛПУ.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по России. В то же время регион характеризуется высоким уровнем развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики.
Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются в регионе достаточно широко. В 2005 году внедрены новые автоматизированные системы .
Сравнительно высоким уровнем развития отличаются и механизмы регулирования лекарственного обеспечения и методы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги.
В 2005 году создан региональный совет с участием ассоциации центральных районных больниц «Реструктуризация и оптимизация деятельности системы здравоохранения».
2004 год
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 2,7 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 65%, что значительно ниже среднероссийского показателя – 82%.
Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 51%. Функции страховщиков в 2004 году выполняли филиалы ТФОМС и 5 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, за отдельные услуги, за законченный случай лечения, с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи, а стационарной - за законченный случай госпитализации.
В Приморском крае при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС в 2004 году использовалось 5425 медико-экономических стандартов для простых медицинских услуг, 3636 - для сложных, 3636 клинико-статистические группы. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществлялась по каждому ЛПУ, по профилям отделений стационара, по клинико-статистическим группам.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по России. В то же время регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики.
Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются в регионе достаточно широко. Проводятся интернет-конференции, радиосовещания, интернет – тренинги.
Сравнительно высоким уровнем развития отличаются и механизмы регулирования лекарственного обеспечения.
Однако методы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по России.
В 2002 – 2004 годах были внедрены новые формы управления и финансирования в сфере здравоохранения.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
8439,4 |
С учетом расходов консолидированного бюджета Приморского края на целевые программы |
8624,34 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
5731,57 |
С учетом расходов консолидированного бюджета Приморского края на целевые программы |
5916,51 |
Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
5503,2 |
С учетом расходов консолидированного бюджета Приморского края на целевые программы |
5639,16 |
В том числе: |
|
3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб. |
2966,1 |
3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб. |
918,81 |
3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб. |
1556,99 |
3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб. |
340,9 |
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
9142,12 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
6187,91 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
2. Название органа управления здравоохранением:
Департамент здравоохранения Администрации Приморского края
3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
|
V |
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
|
V |
|
4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:
Муниципальных систем здравоохранения |
|
Нет |
Лечебно-профилактических учреждений |
Да |
|
5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения
6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году
Комиссия по охране здоровья населения, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав комиссия по чрезвычайным ситуациям
7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
|
в некоторых
ЛПУ |
|
Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
dza@primorsky.ru |
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)
8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году
1. Бюджет субъекта РФ |
Да |
|
2. Местные бюджеты |
|
Нет |
3. Пенсионный фонд РФ |
Да |
|
9. 2 ТФОМС. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС
Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС |
Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ |
Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций |
Число муници-пальных медицинских организаций |
Число частных медицинских организаций |
1. Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник) |
5 |
4 |
97 |
- |
В том числе: |
|
|
|
|
Самостоятельные
|
1 |
- |
33 |
- |
1.2. Входящие в состав больничных учреждений |
4 |
4 |
64 |
- |
2.Стоматологические поликлиники |
1 |
- |
12 |
- |
3. Больничные учреждения |
4 |
3 |
60 |
- |
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
- |
- |
- |
- |
10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.
1. Больничные учреждения |
1.1. Больницы: |
1.1.1.Участковые |
Да |
|
1.1.2.Районные |
Да |
|
1.1.3.Городские |
Да |
|
1.1.4.Центральные (районные, городские) |
Да |
|
1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные) |
Да |
|
1.2. Специализированные больницы |
Да |
|
2. Диспансеры: |
2.1. Кардиологические |
|
Нет |
2.2. Кожно-венерологические |
Да |
|
2.3. Наркологические |
|
Нет |
2.4. Онкологические |
Да |
|
2.5. Противотуберкулезные |
|
Нет |
2.6. Психоневрологические |
|
Нет |
3. Самостоятельные поликлиники |
Да |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
Нет |
5. Родильные дома |
Да |
|
6. Амбулатории |
Да |
|
7. Фельдшерско-акушерские пункты |
|
Нет |
11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году
Полное наименование страховой медицинской организации (филиала ТФОМС) |
|
|
1. Общество с ограниченной ответственностью “ Альфа-Гарант” |
|
2. Общество с ограниченной ответственностью «Страховая медицинская организация «Восточно-страховой альянс» |
|
3. Общество с ограниченной ответственностью «ГосМедстрах-Приморье” |
|
4. ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота-М» Владивостокский филиал |
|
5. Общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Дальроссо-Мед» |
|
6. ТФОМС ПК, выполняющий функцию филиала на территории г. Владивостока, г. Артема, Хасанского и Надеждинского районов |
|
7. Находкинский филиал фонда |
|
8. Уссурийский филиал фонда |
|
9. Арсеньевский филиал фонда |
|
10. Дальнегорский филиал фонда |
|
11. Спасский филиал фонда |
|
12. Лесозаводский филиал фонда |
|
12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится
По возрасту застрахованных |
Да |
|
По полу застрахованных |
Да |
|
По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) |
Да |
|
По другим основаниям (указать каким):
|
13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по посещениям |
Да |
|
Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
Да |
|
Оплата законченных случаев лечения |
Да |
|
Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
|
Нет |
Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
Да |
|
Оплата медицинских услуг по балльной системе |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней |
|
Нет |
Оплата за законченный случай госпитализации |
Да |
|
Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
|
Нет |
Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
|
Нет |
Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:
По категориям ЛПУ |
|
Нет |
По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
Да |
|
По профилям отделений стационара |
Да |
|
По клинико-статистическим группам (КСГ) |
Да |
|
По заболеваниям |
|
Нет |
По муниципальным образованиям |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:
3 636
5 425 |
Комплексных медицинских услуг
Простых медицинских услуг |
17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ
На территории Приморского края зарегистрировано более 10 профессиональных медицинских ассоциаций и объединений медицинских работников. Однако активное участие в формировании и реализации политики в области здравоохранения принимают участие только 3: Приморское отделение Российской медицинской ассоциации, ассоциация стоматологов Приморского края, ассоциация медицинских сестер Приморского края. Кроме того, действуют общественные объединения врачей гинекологов-эндокринологов, хирургов, врачей-лаборантов и др.
19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ
ассоциация родителей детей, больных гемофилией,
ассоциация больных сахарным диабетом
20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ
5 страховых медицинских организаций объединены в Дальневосточную ассоциацию страховых медицинских организаций
НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
Новые формы взаимодействия между региональным органом управления здравоохранения (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ), появившиеся в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
Интернет-конференции, Интернет-тренинг консультации.
Наиболее важные формы управления и финансирования в сфере здравоохранения, внедренные в субъекте РФ в 2002 ‑ 2004 годах
Подушевой принцип финансирования амбулаторно-поликлинической помощи, ориентированный на конечный результат (уровень госпитализации, количество вызовов в СМП, объемы медицинской помощи).
Наиболее важные формы организации системы обязательного медицинского страхования, внедренные в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
1. Расчет дифференцированных подушевых нормативов финансирования СМО на основе реестров пролеченных больных и регистров застрахованного населения.
2. Планирование объемов амбулаторно-поликлинической помощи в рамках программы государственных гарантий через плановую функцию врачебной должности на основе утвержденных норм времени на посещение к врачам амбулаторного приема.
3. Оплата амбулаторно-поликлинической помощи методом подушевого финансирования с учетом модели конечного результата.
Новые формы оплаты труда (включая новые виды доплат и премий), появившиеся в субъекте РФ в 2002 ‑ 2004 годах:
Нет.