Управление и финансирование
Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ
Санкт-Петербург
Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2006 год
ДАННЫЕ АНКЕТИРОВАНИЯ ЗА 2006 ГОД
В 2006 году размер государственного финансирования здравоохранения - 3,9 тыс. руб. на человека – был ниже среднего показателя по стране. Уровень финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составил 96% при 81% в среднем по РФ.
Уровень развития системы ОМС Санкт-Петербурга является высоким. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 30%. 13 страховых медицинских организаций выполняли функции страховщиков в 2006 году. Оплата амбулаторной помощи осуществлялась по посещениям, по подушевому принципу на одного прикрепившегося, за отдельные услуги и законченные случаи лечения. Оплата стационарной помощи - по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней, по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении, по фактическим расходам на госпитализацию каждого пациента, использовался метод оплаты за законченные случай госпитализации.
В регионе имеется развитая система медико-экономических стандартов. В 2006 году при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС использовалось 1213 МЭС. Дифференциация тарифы производилась по категориям ЛПУ, по профилям отделений стационара, по клинико-статистическим группам, а также по заболеваниям.
Санкт-Петербург характеризуется достаточно высоким уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. Однако механизмы согласования региональной и муниципальной политики в регионе развиты в меньшей степени, чем в среднем по России.
Показатели развитости информационных технологий в управлении здравоохранением в регионе несколько ниже средних по стране. В 2006 году внедрены новые автоматизированные системы.
Степень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения, а также регулирования механизмов ценообразования на платные медицинские услуги в также была относительно невысокой.
В 2006 году произошли нормативные изменения условий предоставления платных услуг в государственных и муниципальных ЛПУ. Распоряжением Комитета по здравоохранению от 30.06.2006 № 271-р утверждены «Методические рекомендации по организации оказания платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения, финансируемыми за счет средств бюджета Санкт-Петербурга».
2005 год
ДАННЫЕ АНКЕТИРОВАНИЯ ЗА 2005 ГОД
Размер государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составил около 4,0 тыс. руб. на человека, что соответствует показателю в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг 85%, что выше среднероссийского показателя – 80%.
Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 44%. Функции страховщиков в 2005 году выполняли 26 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям и по подушевому принципу на одного прикрепившегося, а стационарной - по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней и за законченный случай госпитализации. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ и по профилям отделений стационаров.
В 2005 году при регистрации страхователей работающего населения реализована концепция «одного окна».
Санкт-Петербург характеризуется достаточно высоким уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. Однако механизмы согласования региональной и муниципальной политики в регионе развиты в меньшей степени, чем в среднем по России.
Показатели развитости информационных технологий в управлении здравоохранением в регионе на уровне средних по стране. В 2005 году внедрены новые автоматизированные системы.
Степень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения, а также регулирования механизмов ценообразования на платные медицинские услуги в 2005 году также была относительно невысокой.
2004 год
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Размер государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составил около 3,3 тыс. руб. на человека, что несколько выше, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг 66%, что значительно ниже среднероссийского показателя – 82%.
Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 49%. Функции страховщиков в 2004 году выполняли 27 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, за отдельные услуги и по подушевому принципу на одного прикрепившегося, а стационарной - за законченный случай госпитализации и по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ, по каждому ЛПУ, по профилям отделений стационаров.
Санкт-Петербург характеризуется достаточно высоким уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. Однако механизмы согласования региональной и муниципальной политики в регионе развиты в меньшей степени, чем в среднем по России.
Показатели развитости информационных технологий в управлении здравоохранением в регионе ниже средних по стране.
Степень развитости механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги, а также механизмов регулирования лекарственного обеспечения в 2004 году также была относительно невысокой.
В 2004 году был проведен конкурсный отбор страховщиков в системе ОМС.
1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи
1. Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
23472,9 |
2.Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
15258, 1
|
3.Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
15409,7
|
В том числе: |
|
3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб. |
7803,5 |
3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб. |
1742,9 |
3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб. |
5276,1 |
3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб. |
587,2 |
4.Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
24975,8 |
5.Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
17377, 20 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
2. Название органа управления здравоохранением:
Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга
3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
V |
|
|
4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:
Муниципальных систем здравоохранения |
|
Нет |
Лечебно-профилактических учреждений |
Да |
|
5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения
6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году
Нет информации
7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
|
в некоторых
ЛПУ |
|
Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
http://www.gov.spb.ru |
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)
8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году
1. Бюджет субъекта РФ |
Да |
|
2. Местные бюджеты |
|
Нет |
3. Пенсионный фонд РФ |
Да |
|
9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС
Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС |
Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ |
Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций |
Число муници-пальных медицинских организаций |
Число частных медицинских организаций |
1. Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник) |
134 |
1 |
|
2 |
В том числе: |
|
|
|
|
Самостоятельные
|
121 |
1 |
|
2 |
1.2. Входящие в состав больничных учреждений |
13 |
|
|
|
2.Стоматологические поликлиники |
30 |
|
|
|
3. Больничные учреждения |
51 |
13 |
|
1 |
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
|
|
|
10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.
1. Больничные учреждения |
1.1. Больницы: |
1.1.1.Участковые |
|
Нет |
1.1.2.Районные |
Да |
|
1.1.3.Городские |
Да |
|
1.1.4.Центральные (районные, городские) |
Да |
|
1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные) |
Да |
|
1.2. Специализированные больницы |
Да |
|
2. Диспансеры: |
2.1. Кардиологические |
|
Нет |
2.2. Кожно-венерологические |
Да |
|
2.3. Наркологические |
|
Нет |
2.4. Онкологические |
Да |
|
2.5. Противотуберкулезные |
|
Нет |
2.6. Психоневрологические |
|
Нет |
3. Самостоятельные поликлиники |
Да |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
Нет |
5. Родильные дома |
Да |
|
6. Амбулатории |
|
Нет |
7. Фельдшерско-акушерские пункты |
|
Нет |
11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году
Полное наименование страховой медицинской организации |
|
|
1.Закрытое акционерное Общество "Петербургская медицинская страховая компания" |
|
2. Открытое акционерное общество Страховая компания "Гармония Плюс" (действие договора с ТФОМС прекращено с 01.09.2004 г.) |
|
3. Закрытое акционерное общество "Страховая компания "СПАССК-МЕД" |
|
4. Закрытое акционерное общество "Страховая медицинская компания АСК-Мед" |
|
5. Общество с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания "ИНТЕРПОЛИС" (действие договора с ТФОМС прекращено с 01.09.2004 г.) |
|
6. Открытое акционерное общество "Страховая компания "ВИРИЛИС+" |
|
7. Закрытое акционерное общество страховая компания "РусМед" |
|
8. Общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Медэкспресс плюс" |
|
9. Открытое акционерное общество "Городская страховая медицинская компания" |
|
10. Общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "НЕВСКАЯ-МЕД" (реорганизовано в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью "ГАЙДЕ - МЕД" с 24.10.2003 г.) |
|
11. Общество с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания "МедЛюкс" (действие договора с ТФОМС прекращено с 01.09.2004 г.) |
|
12. Общество с ограниченной ответственностью "Медицинская страховая компания "Веста" |
|
13. Открытое акционерное общество Страховая компания "Круиз-С" |
|
14. Общество с ограниченной ответственностью "СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ "КРАСНЫЙ КРЕСТ" |
|
15. Общество с ограниченной ответственностью "Страховая организация Экотранс" |
|
16. Общество с ограниченной ответственностью "Доверие-Медполис" (действие договора с ТФОМС прекращено с 01.09.2004 г.) |
|
17. Санкт-Петербургский филиал Открытого акционерного общества "Страховая компания "РОСНО-МС" |
|
18. Общество с ограниченной ответственностью Страховая медицинская компания "РЕСО-Мед" |
|
19. Общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "АСТРО-Мед" (договор с ТФОМС расторгнут с 06.05.2004 г.) |
|
20. Общество с ограниченной ответственностью: "Страховое Общество "Капитал-Полис" |
|
21. Общество с ограниченной ответственностью "ГАЙДЕ - МЕД" |
|
22. Общество с ограниченной ответственностью "Санкт-Петербургское общество медицинского страхования "Гарант" |
|
23. Филиал открытого акционерного общества "Газпроммедстрах" в г. Санкт-Петербурге |
|
24. Закрытое акционерное общество "Страховая компания "КЛАСС-МЕД" |
|
25. Общество с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания "МЕДСТРАХКОМ" |
|
26. Общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Санкт-Петербург-Мед" |
|
27. Закрытое акционерное общество "Медицинская акционерная страховая компания" |
|
12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится
По возрасту застрахованных |
Да |
|
По полу застрахованных |
Да |
|
По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по посещениям |
Да |
|
Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
Да |
|
Оплата законченных случаев лечения |
|
Нет |
Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
Да |
|
Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
|
Нет |
Оплата медицинских услуг по балльной системе |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней |
Да |
|
Оплата за законченный случай госпитализации |
Да |
|
Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
|
Нет |
Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
|
Нет |
Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:
По категориям ЛПУ |
Да |
|
По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
Да |
|
По профилям отделений стационара |
Да |
|
По клинико-статистическим группам (КСГ) |
|
Нет |
По заболеваниям |
|
Нет |
По муниципальным образованиям |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:
0 |
Стандартов (протоколов, рекомендаций) |
17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ
1. Общественная организация "Санкт-Петербургская профессиональная Ассоциация медицинских работников"
2. Ассоциации медицинских организаций Санкт-Петербурга
3. Медицинская ассоциация Санкт-Петербурга
4. Общественная организация "Ассоциация главных врачей амбулаторно-поликлинических учреждений"
5. Территориальный Санкт-Петербурга и Ленинградской области Комитет профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации
19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ
1. «Антира» - Антиревматическая ассоциация
2. «Антирак» - «Ассоциация помощи онкологическим больным»
3. «Асскол» - Ассоциация стомированных пациентов
4. Всероссийское общество инвалидов
5. «Возвращение» - Помощь наркозависимым
6. «ГАООРДИ» - Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов
7. «Дайте ребенку шанс»
8. Защита прав потребителей медицинских услуг
9. Муковисцидозная ассоциация Санкт-Петербурга
10. Северо-западная ассоциация рассеянного склероза
11. Санкт-Петербургское диабетическое общество инвалидов
12. Санкт-Петербургское общество восстановления и реабилитации инвалидов
20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ
Ассоциация страховых медицинских организаций Санкт-Петербурга
НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
Новые формы взаимодействия между региональным органом управления здравоохранения (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ), появившиеся в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
Нет.
Наиболее важные формы организации системы обязательного медицинского страхования, внедренные в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
В 2004 году в Санкт-Петербурге проведен Открытый конкурс по выбору страховых медицинских организаций на право заключения договоров обязательного медицинского страхования неработающих граждан, проживающих на территории Санкт-Петербурга, на 2004-2005 г.г. Государственным заказчиком выступил Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли.