Управление и финансирование
Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ
Пермская область
2005 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 2,9 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 96%, что выше среднероссийского показателя – 79%.
Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 47%. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по смете, по посещениям, за законченные случаи лечения, по подушевому принципу на одного прикрепившегося, а стационарной - за законченный случай госпитализации.
Впервые в России в 2005 году в области создан правовой и организационный механизм реализации права выбора СМО гражданами, относящимися к неработающему населению. Выбор осуществляется из числа одиннадцати СМО, отобранных на конкурсной основе страхователем неработающего населения (Управлением здравоохранения Пермской области). в 2005 году проведены конкурсы по выбору СМО для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Пермской области. Технология реализации права выбора СМО неработающими гражданами определена в «Порядке выбора неработающими гражданами страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию», утвержденном Приказом Управления здравоохранения Пермской области от 11.07.2005 г. № 246 по согласованию с ПОФОМС и Союзом медицинских страховых организаций Прикамья.
В 2005 г. введена новая отраслевая система оплаты труда медицинских работников.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС как и механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по России.
В то же время в регионе достаточно широко используются информационные технологии в управлении здравоохранением.
Механизмы регулирования лекарственного обеспечения и механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги развиты в регионе на среднем для страны уровне.
В 2005 году были внедрены новые формы взаимодействия между органами власти субъекта РФ и территориального фонда ОМС.
2004 год
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 2,3 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 93%, что выше среднероссийского показателя – 82%.
Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 53%. Функции страховщиков в 2004 году выполняли 10 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по смете, по посещениям, по подушевому принципу на одного прикрепившегося, а стационарной - за законченный случай госпитализации. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ и по профилям отделений стационара.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по России. В то же время регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики.
Информационные технологии в управлении здравоохранением региона являются среднеразвитыми.
В регионе достаточно хорошо развиты механизмы регулирования лекарственного обеспечения.
Механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги развиты в регионе на среднем для страны уровне.
В 2002 – 2004 годах в области были внедрены новые формы управления и финансирования здравоохранения. ДАТЬ ССЫЛКУ НА РАЗДЕЛ: НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
6505,7 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
6815,7 |
Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
6015,7 |
В том числе: |
|
3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб. |
3572,2 |
3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб. |
966,3 |
3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб. |
2055,8 |
3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб. |
181,1 |
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
7430,8 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
7300,6 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
2. Название органа управления здравоохранением:
Управление здравоохранением Пермской области
3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
|
V |
|
Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
|
V |
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
|
V |
|
Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
V |
|
|
4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:
Муниципальных систем здравоохранения |
Да |
Нет |
Лечебно-профилактических учреждений |
Да |
Нет |
5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения
6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году
Координационный совет по проблемам реализации государственных гарантий обеспечения медицинской помощью населения Пермской области.
7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)
8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году
1. Бюджет субъекта РФ |
Да |
|
2. Местные бюджеты |
Да |
|
3. Пенсионный фонд РФ |
Да |
|
9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС
Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС |
Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ |
Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций |
Число муници-пальных медицинских организаций |
Число частных медицинских организаций |
1. Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник) |
|
7 |
168 |
7 |
В том числе: |
|
|
|
|
Самостоятельные
|
|
2 |
10 |
7 |
1.2. Входящие в состав больничных учреждений |
|
5 |
158 |
|
2.Стоматологические поликлиники |
1 |
|
16 |
2 |
3. Больничные учреждения |
2 |
7 |
106 |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
|
|
|
10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.
1. Больничные учреждения |
1.1. Больницы: |
1.1.1.Участковые |
Да |
|
1.1.2.Районные |
Да |
|
1.1.3.Городские |
Да |
|
1.1.4.Центральные (районные, городские) |
Да |
|
1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные) |
Да |
|
1.2. Специализированные больницы |
Да |
|
2. Диспансеры: |
2.1. Кардиологические |
|
Нет |
2.2. Кожно-венерологические |
Да |
|
2.3. Наркологические |
|
Нет |
2.4. Онкологические |
|
Нет |
2.5. Противотуберкулезные |
|
Нет |
2.6. Психоневрологические |
|
Нет |
3. Самостоятельные поликлиники |
|
Нет |
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
Нет |
5. Родильные дома |
Да |
|
6. Амбулатории |
Да |
|
7. Фельдшерско-акушерские пункты |
|
Нет |
11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году
Полное наименование страховой медицинской организации (филиала ТФОМС) |
|
|
1. ООО СК «Урал-Аил-Мед» |
|
2. ООО МСК «Аско-Диос-мед» |
|
3. СМО ОО «Пермь-Амрита» |
|
4. ООО МСК «Медпрана-Люкс» |
|
5. Филиал ОАО СК «Росно-МС», «Пермь-Росно-МС» |
|
6. ООО МСК «Медиполис» |
|
7. Филиал ООО ЖСМК «Дормедсервис» в г. Перми |
|
8. ЗАО «Капиталъ Медицинское Страхование» |
|
9. ЗАО МСФ «Адонис-Плюс» |
|
10. Филиал ОАО СМК «Газпроммедстрах» в г. Чайковском |
|
11.Филиал ЗАО Макс «Макс-М» в г. Перми |
|
12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится
По возрасту застрахованных |
|
Нет |
По полу застрахованных |
|
Нет |
По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
На территории Пермской области в 2004 году в соответствии с действующими нормативными документами оплата медицинской помощи в системе ОМС осуществлялась ПОФОМС непосредственно медицинским учреждениям на основании договоров, заключенных с ЛПУ и СМО. Страховые медицинские организации получали финансовые средства из ПОФОМС только на ведение дела и для формирования резервов в объемах, предусмотренных договором, законом «О бюджете ПОФОМС» и действующим Положением о порядке определения норматива на ведение дела, формировании и использовании резервов СМО», утвержденным решением Правления ПОФОМС 20.05.1999 года |
13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
Да |
|
Оплата по посещениям |
Да |
|
Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
|
Нет |
Оплата законченных случаев лечения |
|
Нет |
Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
Да |
|
Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
|
Нет |
Оплата медицинских услуг по балльной системе |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней |
|
Нет |
Оплата за законченный случай госпитализации |
Да |
|
Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
|
Нет |
Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
|
Нет |
Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:
По категориям ЛПУ |
Да |
|
По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
|
Нет |
По профилям отделений стационара |
Да |
|
По клинико-статистическим группам (КСГ) |
|
Нет |
По заболеваниям |
|
Нет |
По муниципальным образованиям |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
По отдельным профилям для ряда ЛПУ действуют индивидуальные тарифы. |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:
- |
Стандартов (протоколов, рекомендаций) |
При расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС на территории Пермской области медико-экономические стандарты не используются.
17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:
Не используется.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ
- Пермская ассоциация планирования семьи.
- Ассоциация акушеров-гинекологов г.Перми.
- Ассоциация акушеров-гинекологов Пермской области.
- Ассоциация детских врачей Пермской области.
- Ассоциация врачей терапевтического профиля.
- Хирургическая ассоциация Пермской области.
- Ассоциация врачей-неврологов Пермской области.
- Урало-Сибирская ассоциация врачей курортологов, физиотерапевтов и реабилитологов (межрегиональная).
19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ
- Ассоциация «родители, имеющие детей-инвалидов»
- Ассоциация инвалидов - опорников.
- Ассоциация лечебной педагогики.
20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ
«Союз медицинских страховых организаций Прикамья».
НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
Новые формы взаимодействия между региональным органом управления здравоохранения (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ), появившиеся в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
- трехсторонние соглашения между Управлением здравоохранения области, ТФОМС и главами местного самоуправления;
- формирование и утверждение заданий по реализации территориальной программы государственных гарантий на областном уровне для муниципальных образований.
Наиболее важные формы организации системы обязательного медицинского страхования, внедренные в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
· единая региональная информационная система ОМС, объединяющая Фонд, его филиалы, медицинские учреждения, страховые медицинские организации, предусматривающая централизованную обработку и оплату счетов ЛПУ, единые стандарты информационного обмена;
· оплата стационарной медицинской помощи по законченному случаю в соответствии с Едиными медико-экономическими стандартами по уровням лечебно-профилактических учреждений;
· финансирование территориальной программы ОМС и оплата медицинской помощи на основе формирования муниципальных заказов (заданий);
· система взыскания регрессных исков по взысканию средств ОМС, затраченных на оказание медицинской помощи гражданам, пострадавшим в результате противоправных действий;
· трехуровневая система контроля качества медицинской помощи населению в рамках территориальной программы ОМС (Координационный совет при администрации области - Фонд – СМО);
· система персонифицированного учета медикаментов на уровне медицинских учреждений;
· с 2004 года Пермская область включилась в реализацию Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2003 N 897 (о привлечении средств Пенсионного фонда РФ для финансирования территориальных программ ОМС).