Управление и финансирование
Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ
Нижегородская область
2006 год
В 2006 году размеры государственного финансирования здравоохранения превысили средний уровень по стране оказались несколько ниже среднероссийского уровня (5,2 тыс. руб. на человека) и составили 3,3 тыс. руб. на одного жителя Нижегородской области. Уровень финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составил 78% при 81% в среднем по РФ.
Система ОМС в целом характеризуется уровнем развития ниже среднего, хотя доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 51%, что больше, чем в среднем по России. 8 страховых медицинских организаций выполняли функции страховщиков в 2006 году. Оплата амбулаторной помощи осуществлялась по посещениям. Оплата стационарной помощи - по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней.
В регионе не разработаны медико-экономические стандарты, нет клинико-статистических групп. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС производилась по категориям ЛПУ, по врачебным специальностям, по профилям отделений стационара.
Регион характеризуется средним уровнем развитости как механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, так и механизмов согласования региональной и муниципальной политики.
Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются достаточно широко.
Механизмы регулирования лекарственного обеспечения в регионе относятся к среднеразвитым.
В то же время механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по стране.
В 2006 году произошли существенные изменения организационной структуры регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ).
2005 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 2,6 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 77%, что также несколько ниже среднероссийского показателя – 80%.
Уровень развития системы ОМС в регионе ниже среднего. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в 2005 году составила 61%. Функции страховщиков выполняли филиалы ТФОМС и 9 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи в области осуществляется по посещениям (с дифференциацией по месту оказания помощи – в поликлинике или на дому – и по врачебным специальностям), а стационарной - по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней в профильном отделении с учетом стандартов оказания медицинской помощи. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ, по каждому ЛПУ и УЕТ (в случае стоматологической помощи).
Регион характеризуется достаточно высоким уровнем развитости как механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, так и механизмов согласования региональной и муниципальной политики.
Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются достаточно широко.
Механизмы регулирования лекарственного обеспечения, а также ценообразования на платные медицинские услуги развиты в регионе в большей степени, чем в среднем по стране.
В 2005 году создан региональный совет по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на территории области.
Произошли нормативные изменения условий предоставления платных услуг в государственных и муниципальных ЛПУ.
2004 год
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 2,1 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 79%, что также ниже среднероссийского показателя – 82%.
Уровень развития системы ОМС в регионе ниже среднего. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в 2004 году составила 63%. Функции страховщиков выполняли филиалы ТФОМС и 1 страховая медицинская организация. Оплата амбулаторной помощи в области осуществляется по посещениям, а стационарной - по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ и по профилям отделений стационара.
Регион характеризуется достаточно высоким уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. В то же время развитость в регионе механизмов согласования региональной и муниципальной политики характеризуется средним для страны уровнем.
Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются достаточно широко: используется телемедицина, внедрены системы оперативного информирования и административного регулирования регионального здравоохранения, учета и отчетности ЛПУ, «Медстат». Обеспечено ведение регистров: «Сахарный диабет», «Онкорегистр», «Вакцинопрофилатика» и других.
Механизмы регулирования лекарственного обеспечения в регионе относятся к среднеразвитым.
Однако механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по стране.
В 2002 – 2004 годах был осуществлен ряд изменений в системе оплаты труда работников здравоохранения.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
9180,7 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
7675,0 |
Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
7278,4 |
В том числе: |
|
3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб. |
2678,5 |
3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб. |
2402,9 |
3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб. |
2196,63 |
3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб. |
0,37 |
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
11086,9 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
8384,9 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
2. Название органа управления здравоохранением:
Министерство здравоохранения Нижегородской области
3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
|
|
V |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
|
V |
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
|
V |
|
4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:
Муниципальных систем здравоохранения |
Да |
Лечебно-профилактических учреждений |
Да |
5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения
6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году
Нет
7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
|
в некоторых
ЛПУ |
|
Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
www.goverment.nnov.ru\1581 |
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)
8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году
1. Бюджет субъекта РФ |
Да |
|
2. Местные бюджеты |
Да |
|
3. Пенсионный фонд РФ |
Да |
|
9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС
Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС |
Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ |
Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций |
Число муници-пальных медицинских организаций |
Число частных медицинских организаций |
1. Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник) |
|
11 |
322 |
2 |
В том числе: |
|
|
|
|
Самостоятельные
|
|
3 |
41 |
2 |
1.2. Входящие в состав больничных учреждений |
|
8 |
281 |
|
2.Стоматологические поликлиники |
1 |
|
16 |
|
3. Больничные учреждения |
12 |
3 |
120 |
1 |
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
|
|
|
10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.
1. Больничные учреждения |
1.1. Больницы: |
1.1.1.Участковые |
Да |
|
1.1.2.Районные |
Да |
|
1.1.3.Городские |
Да |
|
1.1.4.Центральные (районные, городские) |
Да |
|
1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные) |
Да |
|
1.2. Специализированные больницы |
Да |
|
2. Диспансеры: |
2.1. Кардиологические |
|
Нет |
2.2. Кожно-венерологические |
Да |
|
2.3. Наркологические |
|
Нет |
2.4. Онкологические |
Да |
|
2.5. Противотуберкулезные |
|
Нет |
2.6. Психоневрологические |
|
Нет |
3. Самостоятельные поликлиники |
Да |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
Нет |
5. Родильные дома |
Да |
|
6. Амбулатории |
Да |
|
7. Фельдшерско-акушерские пункты |
|
Нет |
11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году
Полное наименование страховой медицинской организации (филиала ТФОМС) |
|
|
1. Филиал ЗАО" МАКС-М" вг.Нижнем Новгороде |
|
2. Филиал ОАО "Газпроммедстрах" в г. Н. Новгороде |
|
3. Нижегородский филиал ОАО "РОСНО-МС" |
|
4. Филиал ЗАО "КапиталЪ Медицинское страхование" в Н. Новгороде |
|
5. Нижегородский филиал СК ООО "Ингосстрах-М" |
|
6. Нижегородское представительство ЗАО "КМСС "Энергогарант" |
|
7. ОАО Медицинск.страховая компания"Шексна М" (Нижегородское представительство) |
|
8. ООО "Страховая компания "Ариэль-Мед" |
|
9. Ардатовский филиал ТФОМС |
|
10. Арзамасский филиал ТФОМС/филиал № 9 ТФОМС |
|
11. Балахнинский филиал ТФОМС/филиал № 11 ТФОМС |
|
12. Богородский филиал ТФОМС |
|
13. Б-Болдинский филиал ТФОМС |
|
14. Б-Мурашкинский филиал ТФОМС |
|
15. Борский филиал ТФОМС/филиал № 12 ТФОМС |
|
16. Бутурлинский филиал ТФОМС |
|
17. Вадский филиал ТФОМС |
|
18. Варнавинский филиал ТФОМС |
|
19. Вачский филиал ТФОМС |
|
20. Ветлужский филиал ТФОМС |
|
21. Вознесенский филиал ТФОМС/филиал № 10 ТФОМС |
|
22. Володарский филиал ТФОМС |
|
23. Воротынский филиал ТФОМС |
|
24. Воскресенский филиал ТФОМС |
|
25. Выксунский филиал ТФОМС/филиал № 13 ТФОМС |
|
26. Гагинский филиал ТФОМС |
|
27. Городецкий филиал ТФОМС/филиал № 14 ТФОМС |
|
28. Д-Константиновский филиал ТФОМС |
|
29. Дивеевский филиал ТФОМС |
|
30. Дзержинский филиал ТФОМС/филиал № 15 ТФОМС |
|
31. Княгининский филиал ТФОМС |
|
32. Ковернинский филиал ТФОМС |
|
33. Кр-Баковский филиал ТФОМС |
|
34. Кр-Октябрьский филиал ТФОМС |
|
35. Кстовский филиал ТФОМС/филиал № 16 ТФОМС |
|
36. Кулебакский филиал ТФОМС |
|
37. Лукояновский филиал ТФОМС |
|
38. Лысковский филиал ТФОМС/филиал № 17 ТФОМС |
|
39. Навашинский филиал ТФОМС |
|
40. Павловский филиал ТФОМС/филиал № 18 ТФОМС |
|
41. Первомайский филиал ТФОМС/филиал № 19 ТФОМС |
|
42. Перевозский филиал ТФОМС/филиал № 20 ТФОМС |
|
43. Пильнинский филиал ТФОМС |
|
44. Починковский филиал ТФОМС/филиал № 21 ТФОМС |
|
45. Семеноский филиал ТФОМС/филиал № 22 ТФОМС |
|
46. Сергачский филиал ТФОМС/филиал № 23 ТФОМС |
|
47. Сеченовский филиал ТФОМС |
|
48. Сокольский филиал ТФОМС |
|
49. Сосновский филиал ТФОМС |
|
50. Спасский филиал ТФОМС |
|
51. Тонкинский филиал ТФОМС |
|
52. Тоншаевский филиал ТФОМС |
|
53. Уренский филила ТФОМС/филиал № 24 ТФОМС |
|
54. Чкаловский филиал ТФОМС |
|
55. Шарангский филиал ТФОМС |
|
56. Шатковский филиал ТФОМС |
|
57. Шахунский филиал ТФОМС/филиал № 25 ТФОМС |
|
58. Автозаводский филиал ТФОМС/филиал № 1 ТФОМС |
|
59. Канавинский филиал ТФОМС/филиал № 2 ТФОМС |
|
60. Ленинский филиал ТФОМС/филиал № 3 ТФОМС |
|
61. Московский филиал ТФОМС/филиал № 4 ТФОМС |
|
62. Нижегородский филиал ТФОМС/филиал № 5 ТФОМС |
|
63. Приокский филиал ТФОМС/филиал № 6 ТФОМС |
|
64. Советский филиал ТФОМС/филиал № 7 ТФОМС |
|
65. Сормовский филиал ТФОМС/филиал № 8 ТФОМС |
|
66. Филиал № 26 ТФОМС (г. Саров) |
|
* На основании Договоров ТФОМС, заключенных со страховыми медицинскими организациями, в 2004 году филиалы фонда осуществляли оплату медицинской помощи.
12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится
По возрасту застрахованных |
Да |
|
По полу застрахованных |
|
Нет |
По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
На территории Нижегородской области располагается г.Саров, имеющий статус ЗАТО. В связи с этим учет средств обязательного медицинского страхования, поступивших в ТФОМС, ведется раздельно по Нижегородской области и по г.Саров, поэтому финансирование страховых медицинских организаций, заключивших договоры страхования в отношении застрахованных на территории г.Саров производится по отдельному дифференцированному по возрасту подушевому нормативу. |
13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по посещениям* |
Да |
|
Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
|
Нет |
Оплата законченных случаев лечения |
|
Нет |
Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
|
Нет |
Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
|
Нет |
Оплата медицинских услуг по балльной системе |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
*посещения дифференцированы по месту оказания (в поликлинике и на дому) и врачебным специальностям. |
14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней |
Да |
|
Оплата за законченный случай госпитализации |
|
Нет |
Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
|
Нет |
Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
|
Нет |
Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
Услуги: гемодиализ – сеанс; кардиохирургические операции - случай |
15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:
По категориям ЛПУ |
Да |
|
По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
Да |
|
По профилям отделений стационара |
Да |
|
По клинико-статистическим группам (КСГ) |
|
Нет |
По заболеваниям |
|
Нет |
По муниципальным образованиям |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:
нет |
Стандартов (протоколов, рекомендаций) |
17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ
Нижегородская региональная общественная организация «Главный врач»
19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ
Нет
20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ
Нет
НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
Наиболее важные формы управления и финансирования в сфере здравоохранения, внедренные в субъекте РФ в 2002 ‑ 2004 годах:
Привлечение средств Пенсионного фонда РФ для обеспечения населения льготными лекарственными препаратами.
Новые формы оплаты труда (включая новые виды доплат и премий), появившиеся в субъекте РФ в 2002 ‑ 2004 годах:
1. Установлены ежемесячные доплаты врачам за счет средств муниципальных образований.
2. Введены новые доплаты работникам учреждений здравоохранения, участвующим в оказании противотуберкулезной помощи населению, в размере 25% месячной тарифной ставки.
3. На 10% увеличен фонд экономического стимулирования работников медицинских учреждений.