Управление и финансирование
Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ
Московская область
2006 год
В 2006 году размеры государственного финансирования здравоохранения превысили средний уровень по стране (5,2 тыс. руб. на человека) и составили 7,3 тыс. руб. на одного жителя области. Уровень финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составил 71% при 81% в среднем по РФ.
Расчет нормативов, планирование и согласование объектов медицинской помощи велось по окружному принципу (в округ входят несколько муниципальных образований и городских округов).
Система ОМС Московской области характеризуется уровнем развития ниже среднего. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 39,6%. 10 страховых медицинских организаций выполняли функции страховщиков в 2006 году. Оплата амбулаторной помощи осуществлялась по посещениям. Оплата стационарной помощи - по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней.
В регионе не разработаны медико-экономические стандарты, нет клинико-статистических групп. Дифференциация тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС производилась по категориям ЛПУ, по заболеваниям, а также по профилям отделений стационара.
Постановлением Правительства Московской области установлены доплаты к заработной плате (от 31.10.2006 №1021/42): работникам учреждений станций (отделений) скорой медицинской помощи, включая водителей – 110 %; врачам поликлиник, амбулаторий, домов ребенка, детских санаториев – 155%, медицинским сестрам указанных учреждений – 120%; врачам и среднему медицинскому персоналу стационаров, в том числе врачам и медицинским сестрам участкового звена – 85%; младшему медицинскому персоналу – 120%; педагогическому персоналу домов ребенка, детских санаторием – 120%.
Регион характеризуется достаточно высоким уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. Механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в регионе на среднем для страны уровне.
Однако информационные технологии в управлении здравоохранением развиты в меньшей степени. Уровень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения достаточно высокий.
Методы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги относятся к среднеразвитым. В 2006 году приказом Министерства здравоохранения Московской области от 22.06.2006 №261 утверждены Методические рекомендации по формированию цен на платные медицинские услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения Московской области на платной основе.
В 2006 году в регионе активно работало несколько межведомственных координационных советов (комиссий). Произошли нормативные изменения условий предоставления платных услуг в государственных и муниципальных ЛПУ.
2005 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 3,85 тыс. руб. на человека, что соответствует показателю в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 94%, что выше среднероссийского показателя – 79%.
Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 46%. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, по балльной системе и по подушевому принципу, а стационарной – за законченный случай госпитализации. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ, по профилям отделений стационаров и по заболеваниям.
В 2005 г. введена новая отраслевая система оплаты труда медицинских работников.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, а также механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в регионе на среднем для страны уровне.
Однако информационные технологии в управлении здравоохранением развиты в меньшей степени. В то же время в области в 2005 году внедрены новые автоматизированные системы.
Уровень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения в 2005году был в регионе выше среднего по стране.
В то же время методы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги развиты в регионе меньше, чем в среднем по России.
В 2005 году создана рабочая группа по созданию государственной аптечной сети Московской области.
Произошли нормативные изменения условий предоставления платных услуг в государственных и муниципальных ЛПУ, а также изменения в порядке установления цен на эти услуги.
2004 год
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 3,3 тыс. руб. на человека, что выше, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 92%, что выше среднероссийского показателя – 82%.
Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 43%. Функции страховщиков в 2004 году выполняли 10 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, а стационарной - по количеству фактических койко-дней, с учетом нормированной средней длительности лечения. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, а также механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в регионе на среднем для страны уровне. Информационные технологии в управлении здравоохранением также являются среднеразвитыми.
Уровень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения в 2004 году был в регионе несколько ниже среднего по стране.
В то же время методы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги развиты в регионе лучше, чем в среднем по России.
В 2002 – 2004 годах была внедрена новая форма координационного управления здравоохранением на муниципальном уровне.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
23648,1 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
19027,1 |
Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
21856,0 |
В том числе: |
|
3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб. |
11097,5 |
3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб. |
3305,4 |
3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб. |
5536,9 |
3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб. |
631,1 |
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
30624,3 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
20195,0 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
2. Название органа управления здравоохранением:
Министерство здравоохранения Московской области
3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
|
V |
|
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
|
V |
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
|
V |
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
|
V |
|
4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:
Муниципальных систем здравоохранения |
Да |
Лечебно-профилактических учреждений |
Да |
5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения
6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году
- по охране здоровья населения,
- по делам несовершеннолетних,
- по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами,
- по организации летнего отдыха и занятости детей,
- по формированию здорового образа жизни подрастающего поколения.
7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
|
в некоторых
ЛПУ |
|
Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
minzdrav@mosobl.ru |
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)
8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году
1. Бюджет субъекта РФ |
Да |
|
2. Местные бюджеты |
Да |
|
3. Пенсионный фонд РФ |
Да |
|
9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС
Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС |
Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ |
Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций |
Число муници-пальных медицинских организаций |
Число частных медицинских организаций |
1. Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник) |
1 |
47 |
186 |
1 |
В том числе: |
|
|
|
|
Самостоятельные
|
1 |
36 |
74 |
1 |
1.2. Входящие в состав больничных учреждений |
|
11 |
112 |
|
2.Стоматологические поликлиники |
1 |
|
34 |
1 |
3. Больничные учреждения |
7 |
71 |
189 |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
|
|
|
10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.
1. Больничные учреждения |
1.1. Больницы: |
1.1.1.Участковые |
Да |
|
1.1.2.Районные |
Да |
|
1.1.3.Городские |
Да |
|
1.1.4.Центральные (районные, городские) |
Да |
|
1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные) |
Да |
|
1.2. Специализированные больницы |
Да |
|
2. Диспансеры: |
2.1. Кардиологические |
|
Нет |
2.2. Кожно-венерологические |
Да |
|
2.3. Наркологические |
|
Нет |
2.4. Онкологические |
Да |
|
2.5. Противотуберкулезные |
Да |
|
2.6. Психоневрологические |
|
Нет |
3. Самостоятельные поликлиники |
Да |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
Нет |
5. Родильные дома |
Да |
|
6. Амбулатории |
Да |
|
7. Фельдшерско-акушерские пункты |
|
Нет |
11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году
Полное наименование страховой медицинской организации
(филиала ТФОМС) |
|
|
1. Общество с ограниченной ответственностью Медицинская страховая компания «Лорика» |
|
2.Страховая медицинская компания Открытое акционерное общество «Газпроммедстрах» |
|
3. Закрытое акционерное общество «Медицинская акционерная страховая компания» (ЗАО «МАКС-М») |
|
4.Открытое акционерное общество «Страховая медицинская компания «Медстрах» |
|
5.Общество с ограниченной ответственностью «Страховая медицинская компания РЕСО-Мед» |
|
6. Открытое акционерное общество "Страховая медицинская компания "Милосердие и благополучие" |
|
7. Открытое акционерное общество Страховая компания «РОСНО-МС» |
|
8. Открытое акционерное общество "Медицинская Страховая Компания УралСиб" |
|
9.Закрытое акционерное общество Медицинская страховая компания «Солидарность для жизни» |
|
10.Общество с ограниченной ответственностью Медицинская страховая компания «Константа-плюс» |
|
11.Открытое акционерное общество Страховая компания «Гармед-МС» |
|
12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится
По возрасту застрахованных |
Да |
|
По полу застрахованных |
Да |
|
По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) |
Да |
|
По другим основаниям (указать каким):
|
13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
|
Оплата по посещениям |
Да |
|
Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
|
|
Оплата законченных случаев лечения |
|
|
Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
Да |
|
Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
|
|
Оплата медицинских услуг по балльной системе |
|
|
Другие методы (указать какие):
|
14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
Да |
Нет |
Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней |
Да |
Нет |
Оплата за законченный случай госпитализации |
Да |
Нет |
Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
Да |
Нет |
Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
Да |
Нет |
Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
Да |
Нет |
Другие методы (указать какие):
Оплата по количеству фактических койко-дней, с учетом нормированной средней длительности лечения |
15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:
По категориям ЛПУ |
Да |
|
По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
Да |
Нет |
По профилям отделений стационара |
Да |
Нет |
По клинико-статистическим группам (КСГ) |
Да |
Нет |
По заболеваниям |
Да |
Нет |
По муниципальным образованиям |
Да |
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:
- |
Стандартов (протоколов, рекомендаций) |
17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ
1. Областное отделение общероссийской общественной организации «Российской медицинской ассоциации»
2. Ассоциации по специальностям
19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ
- гемофилией,
- сахарным диабетом,
- родители детей, страдающих наследственными мышечными заболеваниями,
- муковисцидозом.
20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ
Московская ассоциация медицинских страховых организаций, Российская ассоциация страховщиков
НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
Новые формы взаимодействия между региональным органом управления здравоохранения (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ), появившиеся в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
Организация координационных советов в муниципальных округах.