Управление и финансирование
Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ
Краснодарский край
2006 год
В 2006 году размеры государственного финансирования в регионе составили 3,5 тыс. руб. на человека при 5,2 тыс. руб. на человека в среднем по России. Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг 97%. Это больше 81% - среднего показателя по всем субъектам.
Краснодарский край относится к числу регионов с высоким уровнем развития системы ОМС. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 38%. Функции страховщиков в 2006 году выполняли 6 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи производилась по посещениям и за законченные случаи лечения. Для стационарной помощи применялись такие методы, как оплата по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней, оплата за законченный случай госпитализации. Осуществлен переход на единые тарифы по профилям коек, с учетом уровней и категорий ЛПУ. Оплата по законченному случаю в происходила в условиях одноканального финансирования.
В регионе функционирует развитая система медико-экономических стандартов. В 2006 году при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС использовалось 4537 МЭС. Дифференциация тарифов производилась по категориям ЛПУ, по заболеваниям, а также по профилям отделений стационара.
Регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, механизмов согласования региональной и муниципальной политики, информационных технологий в управлении здравоохранением. Механизмы регулирования лекарственного обеспечения также развиты на среднем для страны уровне.
Однако регион отличается сравнительно высоким уровнем развития механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги.
В 2006 году внедрен ряд новых форм координационного управления и взаимодействия, в регионе активно работало несколько межведомственных координационных советов (комиссий).
В структуре департамента здравоохранения краевой администрации создан отдел мониторинга реализации национального проекта. Введена должность заместителя руководителя департамента здравоохранения, курирующего вопросы приоритетного проекта
2005 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 2,7 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 88%, что несколько выше среднероссийского показателя – 80%.
Уровень развития системы ОМС в крае в целом ниже среднего. Функции страховщиков выполняют филиалы ТФОМС и 9 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, а стационарной - по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по каждому ЛПУ.
В Краснодарском крае разработана наиболее развития в стране система медико-экономических стандартов: 2826 моделей комплексных медицинских услуг – для взрослых и 1316 – для детей, а также 7809 моделей простых медицинских услуг. Но в 2004-2005 годах году эти стандарты не использовались при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС.
Регион характеризуется достаточно высоким уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, а также механизмов согласования региональной и муниципальной политики.
Показатели развитости информационных технологий в управлении здравоохранением, а также механизмов регулирования лекарственного обеспечения выше средних по стране.
Механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги относятся к среднеразвитым.
2004 год
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 2,3 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 88%, что несколько выше среднероссийского показателя – 82%.
Уровень развития системы ОМС в крае в целом ниже среднего. Однако доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 52%. Функции страховщиков выполняют филиалы ТФОМС и 8 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, а стационарной - по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по каждому ЛПУ.
В Краснодарском крае разработана наиболее развития в стране система медико-экономических стандартов: 2826 моделей комплексных медицинских услуг – для взрослых и 1316 – для детей, а также 7809 моделей простых медицинских услуг. Но в 2004 году эти стандарты не использовались при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС.
Регион характеризуется достаточно высоким уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. Механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в регионе на среднем для страны уровне.
Показатели развитости информационных технологий в управлении здравоохранением выше средних по стране. В регионе начато внедрение корпоративной системы делопроизводства.
В регионе достаточно хорошо развиты как механизмы регулирования лекарственного обеспечения, так и механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги.
В 2002 – 2004 годах был внедрен ряд новых форм управления здравоохранением и организации ОМС.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
13327,0 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
11684,1 |
Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
11737,5 |
В том числе: |
|
3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб. |
6100 |
3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб. |
3120 |
3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб. |
2600,1 |
3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб. |
385,2 |
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
16120,5 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
12763,8 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
2. Название органа управления здравоохранением:
Департамент здравоохранения Краснодарского края
3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
|
V |
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
|
V |
|
4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:
Муниципальных систем здравоохранения |
Да |
|
Лечебно-профилактических учреждений |
Да |
|
5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения
6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году
1) Координационный Совет по вопросам реструктуризации здравоохранения Краснодарского края при заместителе главы администрации края по социальной сфере;
2) Санитарно-противоэпидемическая комиссия администрации Краснодарского края;
3) Краевая постоянно действующая межведомственная комиссия по профилактике и борьбе со СПИД администрации Краснодарского края;
4) Межведомственная комиссия по работе с несовершеннолетними администрации Краснодарского края;
5) Межведомственная комиссия по противодействию незаконному потреблению и обороту наркотиков администрации Краснодарского края;
6) Межведомственная экспертно-медицинская комиссия Краснодарского края;
7) Межведомственная комиссия по борьбе с обращением фальсифицированных лекарственных средств.
7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
|
в некоторых
ЛПУ |
|
Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
www.kubanzdrav.ru |
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)
8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году
1. Бюджет субъекта РФ |
Да |
|
2. Местные бюджеты |
Да |
|
3. Пенсионный фонд РФ |
Да |
|
9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС
Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС |
Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ |
Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций |
Число муници-пальных медицинских организаций |
Число частных медицинских организаций |
1. Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник) |
|
1 |
56 |
1 |
В том числе: |
|
|
|
|
Самостоятельные
|
|
1 |
56 |
1 |
1.2. Входящие в состав больничных учреждений |
|
|
|
|
2.Стоматологические поликлиники |
|
|
27 |
3 |
3. Больничные учреждения |
1 |
9 |
111 |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
|
|
|
10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.
1. Больничные учреждения |
1.1. Больницы: |
1.1.1.Участковые |
Да |
|
1.1.2.Районные |
Да |
|
1.1.3.Городские |
Да |
|
1.1.4.Центральные (районные, городские) |
Да |
|
1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные) |
Да |
|
1.2. Специализированные больницы |
Да |
|
2. Диспансеры: |
2.1. Кардиологические |
|
Нет |
2.2. Кожно-венерологические |
Да |
|
2.3. Наркологические |
|
Нет |
2.4. Онкологические |
Да |
|
2.5. Противотуберкулезные |
|
Нет |
2.6. Психоневрологические |
|
Нет |
3. Самостоятельные поликлиники |
Да |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
Нет |
5. Родильные дома |
Да |
|
6. Амбулатории |
Да |
|
7. Фельдшерско-акушерские пункты |
|
Нет |
11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году
Полное наименование страховой медицинской организации
(филиала ТФОМС) |
|
|
1. ЗАО Страховая медицинская компания «Сочи-Гарант» |
|
2. ООО «Муниципальная страховая компания г.Краснодар-Медицина» |
|
3. ООО СМК «Черномормедстрах» |
|
4.Филиал ОАО «Газпроммедстрах» в г. Краснодаре |
|
5.Филиал ОАО «Газпроммедстрах» в г. Анапа |
|
6.Краснодарский филиал ЗАО МСК «Солидарность для жизни» |
|
7. ЗАО «КапиталЪ Медицинское страхование» (филиал в г. Новороссийске) |
|
8. ООО Страховая медицинская организация «Кубань» |
|
9.Филиалы КТФОМС |
|
12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится
По возрасту застрахованных |
Да |
|
По полу застрахованных |
Да |
|
По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) |
Да |
|
По другим основаниям (указать каким):
|
13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по посещениям |
Да |
|
Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
|
Нет |
Оплата законченных случаев лечения |
|
Нет |
Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
|
Нет |
Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
|
Нет |
Оплата медицинских услуг по балльной системе |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней |
Да |
|
Оплата за законченный случай госпитализации |
|
Нет |
Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
|
Нет |
Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
|
Нет |
Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:
По категориям ЛПУ |
|
Нет |
По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
Да |
|
По профилям отделений стационара |
|
Нет |
По клинико-статистическим группам (КСГ) |
|
Нет |
По заболеваниям |
|
Нет |
По муниципальным образованиям |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:
00 |
Стандартов (протоколов, рекомендаций) |
17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ
1) Краснодарская краевая общественная организация врачей;
2) Краснодарская краевая общественная организация «Объединение медицинских сестер Кубани»;
3) Краснодарская краевая общественная организация стоматологов.
19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ
Нет.
20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ
Ассоциация страховых медицинских организаций Краснодарского края
НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
Новые формы взаимодействия между региональным органом управления здравоохранения (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ), появившиеся в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
1. Координационный Совет по вопросам реструктуризации здравоохранения Краснодарского края при заместителе главы администрации края по социальной сфере;
2.. Проведение «часа контроля» в департаменте здравоохранения Краснодарского края.
Наиболее важные формы организации системы обязательного медицинского страхования, внедренные в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
1. С 1 июля 2004 года на территории Краснодарского края действует постановление главы администрации Краснодарского края от 25.06.2004 г. №629 «О централизованной уплате и размере страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения Краснодарского края.
2. В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 21.04.2004 №370 созданы постоянные комиссии по ведению списков неработающего населения, проживающего на территории муниципального образования, подлежащего обязательному медицинскому страхованию в соответствии с действующим законодательством.
3. Разработан порядок контроля выполнения муниципальных заказов-заданий ЛПУ по территориальной программе ОМС.
4. Разработано Положение о порядке восстановления средств ОМС, использованных не по целевому назначению лечебно-профилактическими учреждениями Краснодарского края, работающими в системе обязательного медицинского страхования.