Управление и финансирование
Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ
Коми-Пермяцкий АО
2006 год
В 2006 году размеры государственного финансирования в регионе составили 5,0 тыс. руб. на человека при 5,2 тыс. руб. на человека в среднем по России. Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг 82,19%, что незначительно выше среднего показателя по всем субъектам - 81,23%.
Республика Коми относится к числу регионов с уровнем развития системы ОМС выше среднего. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 36,75%. Доля ОМС по России – 37,6%. Функции страховщиков в 2006 году выполняли четыре страховые медицинские организации. Оплата амбулаторной и стационарной помощи производилась по смете расходов, по посещениям, а также как оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.)
В регионе используется развитая система клинико-статистических групп. В 2006 году при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС использовалось 15780 КСГ.
Регион характеризуется достаточно высоким уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. В то же время развитость в регионе механизмов согласования региональной и муниципальной политики характеризуется средним для страны уровнем.
Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются достаточно широко. В 2006 году внедрены новая автоматизированная система - АЦК «Финансы».
На среднем для страны уровне находятся механизмы регулирования лекарственного обеспечения и методы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги. В 2006 году произошли нормативные изменения условий предоставления платных услуг в государственных и муниципальных ЛПУ.
В 2006 году внедрен ряд новых форм координационного управления и взаимодействия, в регионе активно работало несколько межведомственных координационных советов (комиссий).
В 2006 году произведена реорганизация Министерства здравоохранения и социального развития Республики Коми и Агентства Республики Коми по здравоохранению в Министерство здравоохранения Республики Коми.
2005 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили 3,3 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составлял 85%, что выше среднероссийского показателя – 80%.
Система ОМС характеризуется сравнительно низким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 44%. Функции страховщика выполняют 2 страховые медицинские организации и ТФОМС. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям и по УЕТ, а стационарной - по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ, по каждому ЛПУ, по профилям отделений стационара и по географическому признаку - с учетом расположения ЛПУ на территориях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по России. В то же время на сравнительно высоком уровне развития находятся механизмы согласования региональной и муниципальной политики.
Информационные технологии в управлении здравоохранением, а также механизмы регулирования лекарственного обеспечения не получили в регионе широкого распространения.
Вместе с тем регион характеризуется достаточно высоким уровнем развитости механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги.
2004 год
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили 3,3 тыс. руб. на человека, что выше, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составлял 72%, что ниже среднероссийского показателя – 82%.
Система ОМС характеризуется сравнительно низким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила всего лишь 16%. Функции страховщика выполняет ТФОМС. Оплата амбулаторной помощи осуществляется преимущественно по посещениям, а стационарной - по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ, по профилям отделений стационара, по заболеваниям и по географическому признаку - с учетом расположения ЛПУ на территориях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по России. В то же время на среднем для страны уровне развития находятся механизмы согласования региональной и муниципальной политики.
Информационные технологии в управлении здравоохранением, а также механизмы регулирования лекарственного обеспечения в регионе являются среднеразвитыми.
Вместе с тем регион характеризуется достаточно высоким уровнем развитости механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги.
В 2002 – 2004 годах были разработаны новые тарифы для оплаты медицинской помощи по ряду нозологических форм.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
615,0 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
409,2 |
Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
442,6 |
В том числе: |
|
3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб. |
370,7 |
3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб. |
15,4 |
3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб. |
46,6 |
3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб. |
9,9 |
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
509,2 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
439,0 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
2. Название органа управления здравоохранением:
Управление здравоохранения администрации округа
3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
V |
|
|
4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:
Муниципальных систем здравоохранения |
Да |
|
Лечебно-профилактических учреждений |
Да |
|
5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения
6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году
Межведомственная комиссия по борьбе со СПИД/ВИЧ, наркоманией и другими социально-значимыми заболеваниями в округе.
7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
|
в некоторых
ЛПУ |
|
Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
kraomed@permomline.ru |
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)
8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году
1. Бюджет субъекта РФ |
Да |
|
2. Местные бюджеты |
|
Нет |
3. Пенсионный фонд РФ |
|
Нет |
9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС
Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС |
Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ |
Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций |
Число муници-пальных медицинских организаций |
Число частных медицинских организаций |
1. Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник) |
4 |
|
5 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
Самостоятельные
|
|
|
2 |
|
1.2. Входящие в состав больничных учреждений |
4 |
|
13 |
|
2.Стоматологические поликлиники |
1 |
|
|
|
3. Больничные учреждения |
3 |
|
9 |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
|
|
|
10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.
1. Больничные учреждения |
1.1. Больницы: |
1.1.1.Участковые |
Да |
|
1.1.2.Районные |
|
Нет |
1.1.3.Городские |
Да |
|
1.1.4.Центральные (районные, городские) |
Да |
|
1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные) |
Да |
|
1.2. Специализированные больницы |
Да |
|
2. Диспансеры: |
2.1. Кардиологические |
|
Нет |
2.2. Кожно-венерологические |
Да |
|
2.3. Наркологические |
|
Нет |
2.4. Онкологические |
|
Нет |
2.5. Противотуберкулезные |
|
Нет |
2.6. Психоневрологические |
|
Нет |
3. Самостоятельные поликлиники |
Да |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
Нет |
5. Родильные дома |
|
Нет |
6. Амбулатории |
|
Нет |
7. Фельдшерско-акушерские пункты |
|
Нет |
11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году
Полное наименование страховой медицинской организации
(филиала ТФОМС) |
|
|
Коми-Пермяцкий окружной фонд ОМС
КПОФОМС выполнял функции страховщика до 31.12.2004 г. в связи с отсутствием на территории Коми-Пермяцкого автономного округа страховой медицинской организации |
|
|
|
|
|
|
|
12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится
По возрасту застрахованных |
Да |
Нет |
По полу застрахованных |
Да |
Нет |
По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) |
Да |
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по посещениям |
Да |
|
Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
|
Нет |
Оплата законченных случаев лечения |
|
Нет |
Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
|
Нет |
Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
|
Нет |
Оплата медицинских услуг по балльной системе |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
Оплата эндоскопических исследований, операций по прерыванию беременности в ранних сроках, нозологической формы «преждевременное половое созревание», амбулаторного травматологического приема в приемном отделении хирургического корпуса в вечернее и ночное время в части расходов на медикаменты и перевязочные средства. |
14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней |
Да |
|
Оплата за законченный случай госпитализации |
|
Нет |
Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
|
Нет |
Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
|
Нет |
Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
- тариф на обеспечение питанием лица, ухаживающего за грудным ребенком, а также за ребенком более старшего возраста при наличии медицинских показаний для ухода в части расходов на продукты питания за 1 к\день;
- тариф на доплату за пребывание больного в палате интенсивной терапии кардиологического и реанимационного отделения Коми-Пермяцкой окружной больницы, в части расходов на приобретение медикаментов за 1 к\день;
- оплата эндоскопических операций в части расходов на медикаменты;
- оплата нозологических форм лечения : инфаркт, инсульт, гепатит по тарифу за 1 к\день. |
15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:
По категориям ЛПУ |
Да |
|
По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
|
Нет |
По профилям отделений стационара |
Да |
|
По клинико-статистическим группам (КСГ) |
|
Нет |
По заболеваниям |
Да |
|
По муниципальным образованиям |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
- по географическому признаку: с учетом расположения ЛПУ на территориях приравненных к районам Крайнего Севера |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:
0 |
Стандартов (протоколов, рекомендаций) |
17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ
Медицинские работники округа входят в ассоциации медицинских работников Пермской области по профилям.
19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ
нет.
20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ
Нет.
До 31.12.2004 г. в связи с отсутствием на территории Коми-Пермяцкого автономного округа страховой медицинской организации функции страховщика выполнял КПОФОМС.
НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
Наиболее важные формы организации системы обязательного медицинского страхования, внедренные в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
Разработаны тарифы по следующим нозологическим формам: инфаркт, инсульт, гепатит.