Управление и финансирование
Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ
Кемеровская область
2006 год
В 2006 году размеры государственного финансирования здравоохранения несколько выше среднероссийского уровня (5,2 тыс. руб. на человека) и составили 5,5 тыс. руб. на одного жителя Кемеровской области. Уровень финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составил 87% при 81% в среднем по РФ.
В 2006 году 60 специализированных медицинских учреждений из муниципальных образований (патолого-анатомические бюро, бюро судмедэкспертизы, станции переливания крови, психиатрические больницы и диспансеры, наркологические, кожно-венерологические, отделения СПИД) были переведены на финансирование из средств областного бюджета.
Уровень развития системы ОМС Кемеровской области является высоким. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 40%. 7 страховых медицинских организаций выполняли функции страховщиков в 2006 году. Оплата амбулаторной помощи осуществлялась по посещениям, по подушевому принципу на одного прикрепившегося, а также за отдельные услуги и законченные случаи лечения. При перевыполнении запланированного планом – заданием ЛПУ числа посещений оплата проводится по подушевому нормативу, при недовыполнении, большем, чем коридор риска, - по фактической стоимости выполненных посещений.
Оплата стационарной помощи ведется за законченный случай госпитализации, по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении, использовался метод оплаты согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета).
В регионе имеется развитая система медико-экономических стандартов. В 2006 году при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС использовалось 8000 МЭС. Дифференциация тарифов производилась по категориям ЛПУ, по профилям отделений стационара, по группам заболеваний и этапам лечения (интенсивный, долечивания).
Регион характеризуется средним уровнем развитости как механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, так и механизмов согласования региональной и муниципальной политики.
Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются в регионе достаточно широко. В 2006 году внедрено более 10 новых автоматизированных систем.
Механизмы регулирования лекарственного обеспечения, а также механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги в регионе относятся к высокоразвитым.
В 2006 году в регионе активно работало несколько межведомственных координационных советов (комиссий).
2005 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 3,2 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению составляет 76%, что несколько ниже среднероссийского показателя – 80%.
Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 46%. Функции страховщиков в 2005 году выполняли филиалы ТФОМС и 7 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по подушевому принципу на одного прикрепившегося и за отдельные услуги, а стационарной - за согласованные объемы медицинской помощи.
В Кемеровской области при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС в 2005 году использовались 4157 медико-экономических стандартов. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществлялась по категориям ЛПУ и по профилям отделений стационара.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по России. В то же время регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики.
Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются в регионе достаточно широко. В 2005 году внедрены новые автоматизированные системы .
Механизмы регулирования лекарственного обеспечения в регионе относятся к высокоразвитым.
Развитость механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги находится на среднем для страны уровне.
2004 год
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 2,6 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению составляет 81,2%, что почти совпадет со среднероссийским показателем – 81,8%.
Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 48%. Функции страховщиков в 2004 году выполняли филиалы ТФОМС и 7 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по подушевому принципу на одного прикрепившегося и с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи, а стационарной - за согласованные объемы медицинской помощи и по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении.
В Кемеровской области при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС в 2004 году использовались 185 медико-экономических стандартов. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществлялась по категориям ЛПУ и по профилям отделений стационара.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по России. В то же время регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики.
Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются в регионе достаточно широко. Они используются для льготного обеспечения лекарствами, для обеспечения учета и анализа медицинских услуг во всех стационарах и поликлиниках области, внедряются в процессе управления специализированными медицинскими учреждениями. В региональном и во всех муниципальных органах управления здравоохранением внедрены информационные технологии финансово-экономической деятельности.
Механизмы регулирования лекарственного обеспечения в регионе относятся к среднеразвитым.
Вместе с тем в регионе отмечается относительно низкий уровень развитости механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги.
В 2002 – 2004 годах был внедрен ряд новых форм управления здравоохранением и организации ОМС.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
9357,9 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
9357,9 |
Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
7604,0 |
В том числе: |
|
3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб. |
3942,7 |
3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб. |
1277,3 |
3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб. |
2233,9 |
3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб. |
150,5 |
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
12078,6 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
10000,2 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
2. Название органа управления здравоохранением:
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
|
V |
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
|
V |
|
4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:
Муниципальных систем здравоохранения |
Да |
|
Лечебно-профилактических учреждений |
Да |
|
5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения
6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году
Комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
Межведомственная координационная комиссия по профилактике и борьбе со СПИДом.
Областная межведомственная комиссия по монетизации.
Санитарно-противоэпидемические комиссии
Экспертный Совет по туберкулезу.
Межведомственный координационный Совет по здоровьесберегающим технолониям в образовательных учреждениях.
7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
|
в некоторых
ЛПУ |
|
Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)
8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году
1. Бюджет субъекта РФ |
|
Нет |
2. Местные бюджеты |
Да |
|
3. Пенсионный фонд РФ |
|
Нет |
9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС
Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС |
Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ |
Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций |
Число муници-пальных медицинских организаций |
Число частных медицинских организаций |
1. Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник) |
255 |
11 |
240 |
2 |
В том числе: |
|
|
|
|
Самостоятельные
|
28 |
5 |
23 |
2 |
1.2. Входящие в состав больничных учреждений |
227 |
6 |
217 |
- |
2.Стоматологические поликлиники |
27 |
- |
26 |
- |
3. Больничные учреждения |
104 |
6 |
89 |
- |
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
- |
- |
- |
|
10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.
1. Больничные учреждения |
1.1. Больницы: |
1.1.1.Участковые |
Да |
|
1.1.2.Районные |
Да |
|
1.1.3.Городские |
Да |
|
1.1.4.Центральные (районные, городские) |
Да |
|
1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные) |
Да |
|
1.2. Специализированные больницы |
Да |
|
2. Диспансеры: |
2.1. Кардиологические |
Да |
|
2.2. Кожно-венерологические |
Да |
|
2.3. Наркологические |
Да |
|
2.4. Онкологические |
Да |
|
2.5. Противотуберкулезные |
Да |
|
2.6. Психоневрологические |
|
Нет |
3. Самостоятельные поликлиники |
Да |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
Нет |
5. Родильные дома |
Да |
|
6. Амбулатории |
|
Нет |
7. Фельдшерско-акушерские пункты |
|
Нет |
11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году
Полное наименование страховой медицинской организации
(филиала ТФОМС) |
|
|
1.Государственное предприятие Кемеровской области Страховая медицинская организация Областная больничная касса «Кузбасс» |
|
2. Муниципальное предприятие города Кемерова Страховая медицинская организация Городская больничная касса «Кемерово» |
|
3.Закрытое акционерное общество Страховая медицинская организация «Больничная касса Сибпром» |
|
4.Общество с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация «Железнодорожное страховое общество – Медицина» |
|
5.Страховое закрытое акционерное общество «Кузбассуглемед» |
|
6.Закрытое акционерное общество Страховая медицинская компания «Сибирский Спас-Мед» |
|
7. Общество с ограниченной ответственностью Страховая медицинская компания «Облкемеровоуголь» |
|
8.Юргинский филиал ТФ ОМС |
|
12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится
По возрасту застрахованных |
Да |
|
По полу застрахованных |
Да |
|
По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) |
Да |
|
По другим основаниям (указать каким):
с учетом достижения ряда критериев на территории (в 1 коэффициенте учитывается 4 следующих критерия):
- Фактические затраты на амбулаторно-поликлиническую и стационарозамещающую помощь (в сумме) по отношению к затратам на стационарную помощь.
- Фактическое число койко-дней по отношению к запланированному в муниципальном задании.
- Фактическое отклонение от утвержденного размера страхового взноса на ОМС неработающего населения.
- Размер задолженности на 1000 жителей СМО данной территории перед медицинскими учреждениями других муниципальных образований.
Дифференциация по месту жительства основана на учете предыдущих затрат на медицинскую помощь. |
13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по посещениям |
|
Нет |
Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
|
Нет |
Оплата законченных случаев лечения |
|
Нет |
Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
Да |
|
Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
Да |
|
Оплата медицинских услуг по балльной системе |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней |
|
Нет |
Оплата за законченный случай госпитализации |
|
Нет |
Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
Да |
|
Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
|
Нет |
Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
Да |
|
Другие методы (указать какие):
|
15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:
По категориям ЛПУ |
Да |
|
По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
|
Нет |
По профилям отделений стационара |
Да |
|
По клинико-статистическим группам (КСГ) |
|
Нет |
По заболеваниям |
|
Нет |
По муниципальным образованиям |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:
185 |
Стандартов (протоколов, рекомендаций) |
17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ
Кемеровское региональное отделение Российской медицинской ассоциации, Ассоциация травматологов-ортопедов, Ассоциация акушеров-гинекологов, Региональное отделение Российского медицинского общества, Ассоциация медицинских работников.
19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ
Ассоциация больных сахарным диабетом, больных гемофилией, больных с патологией почек, нуждающихся в гемодиализе.
20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ
Кузбасская ассоциация страховых организаций.
НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
Новые формы взаимодействия между региональным органом управления здравоохранения (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ), появившиеся в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
В 2002 г. создан Медицинский Совет Кемеровской области с участием руководителей всех территориальных органов здравоохранения, представителей научных кругов и практического здравоохранения.
Внедрена практика рассмотрения и согласования региональными и муниципальными органами управления здравоохранением и территориальным фондом ОМС муниципальных заказов на оказание бесплатной медицинской помощи населению.
Наиболее важные формы организации системы обязательного медицинского страхования, внедренные в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
Взаимодействие с плательщиками единого социального налога в части, предназначенной на ОМС работающего населения, осуществляется на этапе заключения договора на ОМС с применением «Карточки страхователя». Это документ, используемый в работе территориального фонда ОМС с плательщиками социального и других налогов, поступающих в систему ОМС, и со страховыми медицинскими организациями. Он позволяет отслеживать своевременность уплаты налогов, численность работающих на предприятиях и численность лиц, подлежащих ОМС, проводить сверку паспортных данных налогоплательщиков.