Управление и финансирование
Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ
Иркутская область
2006 год
В 2006 году размеры государственного финансирования в регионе составили 4,6 тыс. руб. на человека при 5,2 тыс. руб. на человека в среднем по России. Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг 72%, что меньше 81% - среднего показателя по всем субъектам.
Иркутская область относится к числу регионов с высоким уровнем развития системы ОМС. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 36%. Функции страховщиков в 2006 году выполняли 12 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи производилась по посещениям, по подушевому принципу на одного прикрепившегося, а также за отдельные услуги. Для стационарной помощи применялись такие методы, как оплата по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней, оплата за законченный случай госпитализации.
В регионе не разработана система медико-экономических стандартов, нет клинико-статистических групп. Дифференциация тарифов на медицинские услуги производилась по категориям ЛПУ по каждому ЛПУ, а также по подушевому принципу.
Регион характеризуется сравнительно невысоким уровнем развитости механизмов согласования политики органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, а также механизмов согласования региональной и муниципальной политики в области здравоохранения.
В регионе наблюдается высокий уровень развития информационных технологий в управлении здравоохранением. В 2006 году внедрены новые автоматизированные информационные системы.
Однако степень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения в 2006 году была в регионе несколько ниже средней по России.
Методы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги в регионе характеризуются как среднеразвитые.
2005 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 3,3 тыс. руб. на человека, что несколько ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 81%, что близко к среднероссийскому показателю– 80%.
В 2005 году бюджетное финансирование оказания высокотехнологичной медицинской помощи в Областной клинической больнице и Областной детской клинической больнице стало осуществляться с использованием метода оплаты за пролеченного больного.
Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 62%. Функции страховщиков в 2005 году выполняли 17 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по подушевому принципу на одного прикрепившегося, за законченный случай лечения и за отдельные услуги, а стационарной - по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней.
Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществлялась по муниципальным образованиям, по категориям ЛПУ, по каждому ЛПУ и по профилям отделений стационара.
В регионе наблюдается сравнительно высокий для России уровень развития механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. Механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в регионе относятся к среднеразвитым.
Однако информационные технологии в управлении здравоохранением, механизмы регулирования лекарственного обеспечения, а также механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по стране.
2004 год
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 3,8 тыс. руб. на человека, что выше, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 81%, что близко к среднероссийскому показателю– 82%.
Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 41%. Функции страховщиков в 2004 году выполняли 15 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, за отдельные услуги, по подушевому принципу на одного прикрепившегося, а стационарной - по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней.
В Иркутской области при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС в 2004 году использовались медико-экономические стандарты. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществлялась по категориям ЛПУ и по профилям отделений стационара, с учетом поясных коэффициентов территорий.
В регионе наблюдается сравнительно высокий для России уровень развития механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. Однако механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по стране.
Информационные технологии в управлении здравоохранением, механизмы регулирования лекарственного обеспечения, а также механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги относятся к среднеразвитым.
В 2002 – 2004 годах был осуществлен ряд нововведений в организации обязательного медицинского страхования.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
9123,0 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
7344,5 |
Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
6817,4 |
В том числе: |
|
3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб. |
3975,9 |
3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб. |
714,0 |
3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб. |
1977,7 |
3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб. |
149,8 |
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
13404,8 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
7758,7 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
2. Название органа управления здравоохранением:
Главное управление здравоохранения Иркутской области
3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
|
|
V |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
|
|
V |
Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
|
|
V |
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
|
|
V |
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
|
|
V |
Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
|
|
V |
4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:
Муниципальных систем здравоохранения |
Да |
Лечебно-профилактических учреждений |
Да |
5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения
+ 3 межведомственные комиссии
6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году
Координационный совет медицинских ассоциаций
7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
|
в некоторых
ЛПУ |
|
Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
нет |
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)
8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году
1. Бюджет субъекта РФ |
Да |
|
2. Местные бюджеты |
Да |
|
3. Пенсионный фонд РФ |
|
Нет |
9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС
Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС |
Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ |
Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций |
Число муници-пальных медицинских организаций |
Число частных медицинских организаций |
1. Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник) |
7 |
25 |
126 |
4 |
В том числе: |
|
|
|
|
Самостоятельные
|
1 |
5 |
21 |
2 |
1.2. Входящие в состав больничных учреждений |
6 |
20 |
105 |
2 |
2.Стоматологические поликлиники |
1 |
0 |
10 |
2 |
3. Больничные учреждения |
6 |
22 |
76 |
2 |
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
|
|
|
10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.
1. Больничные учреждения |
1.1. Больницы: |
1.1.1.Участковые |
Да |
|
1.1.2.Районные |
Да |
|
1.1.3.Городские |
Да |
|
1.1.4.Центральные (районные, городские) |
Да |
|
1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные) |
Да |
|
1.2. Специализированные больницы |
Да |
|
2. Диспансеры: |
2.1. Кардиологические |
|
Нет |
2.2. Кожно-венерологические |
Да |
|
2.3. Наркологические |
|
Нет |
2.4. Онкологические |
Да |
|
2.5. Противотуберкулезные |
|
Нет |
2.6. Психоневрологические |
|
Нет |
3. Самостоятельные поликлиники |
Да |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
Нет |
5. Родильные дома |
Да |
|
6. Амбулатории |
|
Нет |
7. Фельдшерско-акушерские пункты |
|
Нет |
11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году
Полное наименование страховой медицинской организации
(филиала ТФОМС) |
|
|
ЗАО "КапиталЪ Медицинское страхование" филиал в г. Иркутске |
|
ЗАО "КапиталЪ Медицинское страхование" филиал в г. Братске |
|
ЗАО СМК "Экомед" |
|
ООО СМК "Ангарскмедстрах" |
|
ОАО "МАСКИ" |
|
ООО "ВостСибМедЖАСО" |
|
Филиал ОАО «ГАЗПРОММЕДСТРАХ» в г. Иркутске |
|
ООО МСК "Росток-МСК" |
|
ЗАО МСК "Ангарск-ТАСО-Мед" |
|
ООО МСК "Свет" |
|
ООО МСК "ОМС-Здоровье" |
|
МУП МСО "Полис" |
|
ОАО "РОСМЕДСТРАХ-К" |
|
ООО СК "Усолье-Медстрах" |
|
ОАО МСК "Металлургмедстрах" |
|
ООО "ВостСибРоссо-Мед" |
|
12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится
По возрасту застрахованных |
Да |
|
По полу застрахованных |
Да |
|
По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) |
Да |
|
По другим основаниям (указать каким):
|
13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по посещениям |
Да |
|
Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
Да |
|
Оплата законченных случаев лечения |
|
Нет |
Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
Да |
|
Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
Да |
|
Оплата медицинских услуг по балльной системе |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней |
Да |
|
Оплата за законченный случай госпитализации |
|
Нет |
Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
|
Нет |
Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
|
Нет |
Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются: По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
Да |
|
По профилям отделений стационара |
|
Нет |
По клинико-статистическим группам (КСГ) |
Да |
|
По заболеваниям |
|
Нет |
По муниципальным образованиям |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
С учетом категории соответствия лицензионным требованиям и условиям, определяемой комиссионно с участием представителей ТФОМС, ассоциации медицинских страховщиков. Основание: приказ главного управления здравоохранения области. С учетом поясных коэффициентов территорий. |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:
15 |
Стандартов (протоколов, рекомендаций) |
17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ
- ассоциация анестезиологов-реаниматоров Иркутской области (ААРИО),
- ассоциация хирургов Иркутской области (АХИО),
- ассоциация офтальмологов Иркутской области,
- ассоциация стоматологов Иркутской области (АСИО),
- ассоциация акушеров и гинекологов Иркутской области,
- Иркутская региональная ассоциация инфекционистов (ИРАИ),
- ассоциация детских врачей Иркутской области (АДВИО),
- ассоциация врачей клинической лабораторной диагностики,
- ассоциация терапевтов Иркутской области.
19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ
нет
20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ
Ассоциация медицинских страховщиков Иркутской области (АМСИО), президент В.И.Колядин
НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
Новые формы взаимодействия между региональным органом управления здравоохранения (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ), появившиеся в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
Соглашение о взаимодействии в сферах здравоохранения между РОУЗ, ГУТФОМС и МОУ (с 2003 года).
Наиболее важные формы управления и финансирования в сфере здравоохранения, внедренные в субъекте РФ в 2002 ‑ 2004 годах:
Нет.
Наиболее важные формы организации системы обязательного медицинского страхования, внедренные в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
1. Совместным приказом комитета здравоохранения администрации области и ТФОМС от 22.02.2002 г. №88/13 утверждено Положение по обеспечению прав застрахованных по ОМС граждан, касающихся:
- информированности о правах пациентов;
- соблюдения сведений, составляющих врачебную тайну;
- информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказ от него
2. Положением о порядке оплаты медицинских услуг в системе ОМС предусмотрена зависимость уровня оплаты амбулаторно-поликлинической помощи от степени достижения показателей модели оценки эффективности, в т.ч. от объема стационарной помощи, развития стационарозамещающих технологий.
3. В системе ОМС с участием ТФОМС создана и поддерживается единая информационная система, обеспечивающая эффективное информационное взаимодействие участников (Медицинская организация – страховая медицинская организация – ТФОМС (филиал ТФОМС) – орган управления здравоохранением)
Новые формы оплаты труда (включая новые виды доплат и премий), появившиеся в субъекте РФ в 2002 ‑ 2004 годах:
Нет.