Управление и финансирование
Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ
Республика Дагестан
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
2004 год
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 1,2 тыс. руб. на человека, что в 2,5 раза меньше, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 45%, что также значительно ниже среднероссийского показателя – 82%.
Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Однако доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 55%. Функции страховщиков в 2004 году выполняли филиалы ТФОМС. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, за законченные случаи лечения, а стационарной - по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ и по профилям отделений стационара.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, а также механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в регионе на среднем для страны уровне.
Степень развитости в регионе информационных технологий в управлении здравоохранением относительно невысокая.
Механизмы регулирования лекарственного обеспечения в регионе относятся к среднеразвитым.
В то же время механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги отличаются сравнительно высоким уровнем развития.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
6741,7 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
2896,3 |
Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
3041,7 |
В том числе: |
|
3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб. |
1364,2 |
3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб. |
1127 |
3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб. |
414 |
3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб. |
124 |
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
9718,2 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
4126,3 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
2. Название органа управления здравоохранением:
Министерство здравоохранения Республики Дагестан
3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
|
V |
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
|
V |
|
4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:
Муниципальных систем здравоохранения |
Да |
|
Лечебно-профилактических учреждений |
Да |
|
5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения
5 |
Межведомственных комиссий |
6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году
Работают 5 Межведомственных комиссий Республики Дагестан по следующим вопросам:
- по профилактике туберкулеза;
- по профилактике СПИД;
- по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту;
- по профилактике инфекционных заболеваний;
- антирабическая комиссия.
7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
|
в некоторых
ЛПУ |
|
Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
нет |
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)
8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году
1. Бюджет субъекта РФ |
Да |
|
2. Местные бюджеты |
|
Нет |
3. Пенсионный фонд РФ |
|
Нет |
9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС
Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС |
Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ |
Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций |
Число муници-пальных медицинских организаций |
Число частных медицинских организаций |
1. Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник) |
2 |
3 |
32 |
3 |
В том числе: |
|
|
|
|
Самостоятельные
|
2 |
3 |
32 |
3 |
1.2. Входящие в состав больничных учреждений |
|
|
|
|
2.Стоматологические поликлиники |
2 |
|
|
|
3. Больничные учреждения |
13 |
2 |
52 |
1 |
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
|
|
|
10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.
1. Больничные учреждения |
1.1. Больницы: |
1.1.1.Участковые |
Да |
|
1.1.2.Районные |
Да |
|
1.1.3.Городские |
Да |
|
1.1.4.Центральные (районные, городские) |
Да |
|
1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные) |
Да |
|
1.2. Специализированные больницы |
Да |
|
2. Диспансеры: |
2.1. Кардиологические |
Да |
|
2.2. Кожно-венерологические |
|
Нет |
2.3. Наркологические |
|
Нет |
2.4. Онкологические |
Да |
|
2.5. Противотуберкулезные |
|
Нет |
2.6. Психоневрологические |
|
Нет |
3. Самостоятельные поликлиники |
Да |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
Да |
Нет |
5. Родильные дома |
Да |
|
6. Амбулатории |
Да |
|
7. Фельдшерско-акушерские пункты |
|
Нет |
11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году
Полное наименование страховой медицинской организации
(филиала ТФОМС) |
|
|
1. Республиканский фонд ОМС «Дагестан» |
|
12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится
По возрасту застрахованных |
Да |
|
По полу застрахованных |
Да |
|
По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по посещениям |
Да |
|
Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
|
Нет |
Оплата законченных случаев лечения |
|
Нет |
Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
|
Нет |
Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
|
Нет |
Оплата медицинских услуг по балльной системе |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
За случай поликлинического обслуживания (СПО) |
14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней |
|
Нет |
Оплата за законченный случай госпитализации |
|
Нет |
Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
|
Нет |
Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
|
Нет |
Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
Да |
|
Другие методы (указать какие):
|
15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:
По категориям ЛПУ |
|
Нет |
По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
|
Нет |
По профилям отделений стационара |
|
Нет |
По клинико-статистическим группам (КСГ) |
|
Нет |
По заболеваниям |
|
Нет |
По муниципальным образованиям |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
Комплексно: по уровням ЛПУ с учетом профиля отделения стационара |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:
- |
Стандартов (протоколов, рекомендаций) |
17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ
Ассоциация медицинских работников Республики Дагестан
19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ
Общество больных гемофилией (Общество гемофиликов)
20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ
Республиканский фонд ОМС и его филиалы на местах
НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
Нет информации.
2005 год
ДАННЫЕ АНКЕТИРОВАНИЯ ЗА 2005 ГОД
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 1,8 тыс. руб. на человека, что в 2,2 раза меньше, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 48%, что также значительно ниже среднероссийского показателя – 80%.
Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Однако доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 71%. Функции страховщиков в 2005 году выполняли 2 страховые медицинские организации. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, а стационарной - по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ, по клинико-статистическим группам и по профилям отделений стационаров.
По степени развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС регион находится на уровне ниже среднего по стране.
В то же время регион отличается сравнительно высокой степенью развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики.
Степень развитости информационных технологий в управлении здравоохранением, а также механизмов регулирования лекарственного обеспечения в регионе относительно невысокая В то же время здесь в 2005 году внедрены новые автоматизированные системы ..
В то же время механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги отличаются сравнительно высоким уровнем развития.