Управление и финансирование
Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ
Чувашская Республика
ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА
2006 год
ДАННЫЕ АНКЕТИРОВАНИЯ ЗА 2006 ГОД
В 2006 году размеры государственного финансирования здравоохранения были ниже среднероссийского уровня (5,3 тыс. руб. на человека) и составили 3,2 тыс. руб. на одного жителя республики. Уровень финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составил 80% при 81,23% в среднем по РФ.
Система ОМС республики характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 24,7%, доля ОМС по России – 37,6%.. Две страховые медицинские организации выполняли функции страховщиков в 2006 году. Оплата амбулаторной помощи осуществлялась по посещениям, а также производилась оплата выполнения отдельных услуг. Для стационарной помощи использовались методы оплаты за законченный случай госпитализации, а также за согласованные объемов медицинской помощи.
В регионе имеется развитая система медико-экономических стандартов. В 2006 году при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС использовалось более 400 МЭС. Дифференциация тарифов производилась по категориям ЛПУ и по заболеваниям.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС развиты в регионе достаточно хорошо. В то же время регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики.
Отличительной особенностью региона является высокий уровень развития информационных технологий в управлении здравоохранением, механизмов регулирования лекарственного обеспечения, а также механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги.
2005 год
ДАННЫЕ АНКЕТИРОВАНИЯ ЗА 2005 ГОД
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 2,9 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 93%, что значительно выше среднероссийского показателя – 80%.
Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила всего 49%. Функции страховщиков в 2005 году выполняли 9 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, а стационарной помощи осуществлялась за законченные случаи госпитализации.
В Чувашской Республике при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС в 2005 году использовались медико-экономические стандарты. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС производилась по категориям ЛПУ, по заболеваниям и по врачебным специальностям.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС развиты в регионе достаточно хорошо. В то же время регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики.
Отличительной особенностью региона является высокий уровень развития информационных технологий в управлении здравоохранением, механизмов регулирования лекарственного обеспечения, а также механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги.
В 2005 году были созданы региональные (координационные) советы.
Началось ведение персонифицированного учета оказанной медицинской помощи учреждениями здравоохранения.
2004 год
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 2,3 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 110%, что значительно выше среднероссийского показателя – 82%.
Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Однако доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила всего 35%. Функции страховщиков в 2004 году выполняли 8 страховых медицинских организации. Оплата амбулаторной и стационарной помощи осуществлялась за законченные случаи лечения.
В Чувашской Республике при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС в 2004 году использовались клинические протоколы. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС производилась по категориям ЛПУ и по заболеваниям.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по России
Регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики, информационных технологий в управлении здравоохранением, а также механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги.
Отличительной особенностью региона является высокая, сравнительно с другими, развитость механизмов регулирования лекарственного обеспечения.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
2758,1 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
2285,1 |
Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
3028,5 |
В том числе: |
|
3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб. |
1662,6 |
3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб. |
364,2 |
3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб. |
584,9 |
3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб. |
107,5 |
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
4120,1 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
2844,9 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
2. Название органа управления здравоохранением:
Министерство здравоохранения Чувашской Республики
3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
|
V |
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
|
V |
|
4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:
Муниципальных систем здравоохранения |
Да |
Лечебно-профилактических учреждений |
Да |
5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения
6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году
Межведомственная комиссия по профилактике туберкулеза в Чувашской Республике
Межведомственная комиссия по профилактике заболеваний, передающихся половым путем в Чувашской Республике
Межведомственная комиссия по профилактике алкоголизма и наркомании в Чувашской Республике
Межведомственная комиссия по организации труда и отдыха детей в Чувашской Республике
7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
medicin@cap.ru |
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)
8.. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году
1. Бюджет субъекта РФ |
Да |
|
2. Местные бюджеты |
|
Нет |
3. Пенсионный фонд РФ |
|
Нет |
9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС
Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС |
Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ |
Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций |
Число муници-пальных медицинских организаций |
Число частных медицинских организаций |
1. Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник) |
9 |
2 |
164 |
- |
В том числе: |
|
|
|
|
Самостоятельные
|
- |
- |
4 |
- |
1.2. Входящие в состав больничных учреждений |
9 |
2 |
160 |
- |
2.Стоматологические поликлиники |
1 |
- |
9 |
- |
3. Больничные учреждения |
9 |
3 |
50 |
- |
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
- |
- |
- |
- |
10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.
1. Больничные учреждения |
1.1. Больницы: |
1.1.1.Участковые |
Да |
|
1.1.2.Районные |
Да |
|
1.1.3.Городские |
Да |
|
1.1.4.Центральные (районные, городские) |
Да |
|
1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные) |
Да |
|
1.2. Специализированные больницы |
Да |
|
2. Диспансеры: |
2.1. Кардиологические |
Да |
|
2.2. Кожно-венерологические |
Да |
|
2.3. Наркологические |
|
Нет |
2.4. Онкологические |
Да |
|
2.5. Противотуберкулезные |
|
Нет |
2.6. Психоневрологические |
|
Нет |
3. Самостоятельные поликлиники |
Да |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
Нет |
5. Родильные дома |
|
Нет |
6. Амбулатории |
|
Нет |
7. Фельдшерско-акушерские пункты |
|
Нет |
11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году
Полное наименование страховой медицинской организации
(филиала ТФОМС) |
|
|
1. МУП “Страховая больничная касса г. Алатырь и Алатырского района” |
|
2. МУП “Страховая больничная касса Марпосадского района” |
|
3. МУП “Моргаушская страховая больничная касса” |
|
4. МУП “Страховая больничная касса “Сывлах” |
|
5. МП “Шумерлинская районная страховая больничная касса ” |
|
6. МУП “Страховая больничная касса “Канаш” |
|
7. МУП “Страховая больничная касса” г. Новочебоксарска |
|
8. МУП “Страховая больничная касса г. Чебоксары” |
|
9. Медицинская страховая организация “Элко” |
|
12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится
По возрасту застрахованных |
Да |
|
По полу застрахованных |
Да |
|
По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по посещениям |
|
Нет |
Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
|
Нет |
Оплата законченных случаев лечения |
Да |
|
Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
|
Нет |
Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
|
Нет |
Оплата медицинских услуг по балльной системе |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней |
|
Нет |
Оплата за законченный случай госпитализации |
Да |
|
Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
|
Нет |
Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
|
Нет |
Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:
По категориям ЛПУ |
Да |
|
По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
|
Нет |
По профилям отделений стационара |
|
Нет |
По клинико-статистическим группам (КСГ) |
|
Нет |
По заболеваниям |
Да |
|
По муниципальным образованиям |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:
6 |
Стандартов (протоколов, рекомендаций) |
Кроме того, на территории республики действуют 624 территориальных стандарта объемов диагностики, лечения, утвержденные приказом Минздрава Чувашии от 14 февраля 1997г. № 47 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи в Чувашской Республике».
17. 6 Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ
Чувашское республиканское региональное отделение Ассоциации врачей общей практики (семейных врачей) Российской Федерации
Общественная организация «Ассоциация медицинских сестер в Чувашской Республике»
Общественная организация «Ассоциация стоматологов Чувашской Республики»
Общественная организация «Медицинская ассоциация Чувашской Республики»
19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ
Нет
20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ
Ассоциация страховых медицинских организаций Чувашской Республики
НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
Новые формы взаимодействия между региональным органом управления здравоохранения (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ), появившиеся в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
Нет информации.