Управление и финансирование
Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ
Белгородская область
2006 год
В 2006 году размеры государственного финансирования здравоохранения и составили 3,7 тыс. руб. на одного жителя, что ниже среднероссийского уровня 5,2 тыс. Уровень финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составил 88% при 81% в среднем по РФ.
Государственный заказ на оказание медицинских услуг населению области по территориальной программе на 2006 год был размещен для каждого лечебно-профилактического учреждения в виде задания с оплатой объема и качества оказанных медицинских услуг. Объемы медицинской помощи приняты с учетом этапности её оказания, реальной потребности населения в конкретных видах, профилях медицинских услуг и реализации права граждан на выбор лечебного учреждения.
Уровень развития системы ОМС Белгородской области в целом является высоким. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 33%. Одна страховая медицинская организация выполняла функции страховщика в системе ОМС. Оплата амбулаторной помощи осуществлялась по посещениям, по подушевому принципу на одного прикрепившегося, по балльной системе, а также за законченные случаи лечения. Оплата стационарной помощи – за законченный случай госпитализации, применялся также метод оплаты согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета).
В регионе имеется развитая система медико-экономических стандартов. В 2006 году при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС использовалось 1161 МЭС. Дифференциация тарифов производилась по категориям ЛПУ, по профилям отделений стационара и по заболеваниям.
В 2006 г. внедрен принцип подушевого финансирования первичного звена (врачей участковой службы и общей врачебной практики), оплата первичной медико-санитарной помощи производится по утвержденным подушевым нормативам из расчета численности прикрепленного застрахованного населения на каждом участке.
Внедрена отраслевая система оплаты труда, разработана модель структурного управления и подушевого финансирования первичного звена, предусматривающая новый механизм оплаты труда персонала с учетом сложности и качества выполняемых работ и систему оценки деятельности, как учреждения в целом, так и персонально медицинских работников на основе показателей результативности.
Регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики.
В то же время механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, регулирования лекарственного обеспечения, а также регулирования ценообразования на платные медицинские услуги в регионе отличаются сравнительно высоким уровнем развития.
В 2006 году появились Наблюдательные Советы при главах местного самоуправления и главах поселений с участием представителей регионального и муниципальных органов управления здравоохранением. В области работают несколько межведмственных координационных советов (комиссий).
В 2006 г. произошли изменения организационной структуры регионального органа управления здравоохранением: созданы отдел программ и проектов развития здравоохранения, отдел стандартизации и контроля качества медицинской помощи.
В 2006 году произошли нормативные изменения условий предоставления платных услуг в государственных и муниципальных ЛПУ.
Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются в регионе достаточно широко. В 2006году внедрены новые автоматизированные системы.
2005 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 2,5 тыс. руб. на человека, что значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг 79%, что соответствует среднероссийскому показателю – 80%.
Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 50%. Функции страховщика выполняет одна страховая медицинская организация. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, а стационарной – за законченный случай госпитализации.
Белгородская область - регион с развитой системой медико-экономических стандартов. В 2005 году при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС использовалось 1227 медико-экономических стандарта. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ.
Регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики.
В то же время механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, регулирования лекарственного обеспечения, а также регулирования ценообразования на платные медицинские услуги в регионе отличаются сравнительно высоким уровнем развития.
Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются в регионе достаточно широко. В 2005 году внедрены новые автоматизированные системы .
В 2005 году создан областной координационный совет по мониторингу реализации областной программы охраны и укрепления здоровья здоровых до 2010 года.
Произошли изменения в регулировании цен на лекарственные средства.
2004 год
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 1,945 тыс. руб. на человека, что значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,935 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг 86%, что выше соответствующего среднероссийского показателя – 82%.
Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 57%. Функции страховщика выполняет одна страховая медицинская организация. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям и балльной системе, а стационарной – по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней.
Белгородская область - регион с развитой системой медико-экономических стандартов. В 2004 году при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС использовалось 574 медико-экономических стандарта. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ и по профилям отделений стационара.
Механизмы согласования региональной и муниципальной политики, а также механизмы регулирования лекарственного обеспечения в регионе отличаются сравнительно высоким уровнем развития. В то же время регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС.
Информационные технологии в управлении здравоохранением являются среднеразвитыми.
Вместе с тем развитость методов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги характеризуется более низким, чем в среднем в России уровнем.
В 2002 – 2004 годах был внедрен новый метод оплаты стационарной помощи в системе ОМС.
1.Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи
1. Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
3428,9 |
2. Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
2840,0 |
3. Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
2943,1 |
В том числе: |
|
3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб. |
1258,2 |
3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб. |
680,8 |
3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб. |
726,1 |
3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб. |
278 |
4. Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
4776,8 |
5. Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
3481,0 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
2. Название органа управления здравоохранением:
Управление здравоохранения Белгородской области
3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
V |
|
|
4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:
Муниципальных систем здравоохранения |
Да |
|
Лечебно-профилактических учреждений |
Да |
|
5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения
6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году
1. Координационный совет по туберкулезу
2. Координационный совет областного центра ОВП по реформированию первичной медико-санитарной помощи по принципу общей врачебной (семейной) практики.
7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)
8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году
1. Бюджет субъекта РФ |
Да |
|
2. Местные бюджеты |
|
|
3. Пенсионный фонд РФ |
Да |
|
9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС
Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС |
Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ |
Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций |
Число муници-пальных медицинских организаций |
Число частных медицинских организаций |
1. Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник) |
4 |
3 |
111 |
4 |
В том числе: |
|
|
|
|
Самостоятельные
|
|
|
6 |
4 |
1.2. Входящие в состав больничных учреждений |
4 |
3 |
105 |
|
2.Стоматологические поликлиники |
|
|
4 |
|
3. Больничные учреждения |
4 |
3 |
40 |
1 |
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
- |
- |
- |
- |
10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.
1. Больничные учреждения |
1.1. Больницы: |
1.1.1.Участковые |
Да |
|
1.1.2.Районные |
Да |
|
1.1.3.Городские |
Да |
|
1.1.4.Центральные (районные, городские) |
Да |
|
1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные) |
Да |
|
1.2. Специализированные больницы |
|
|
2. Диспансеры: |
2.1. Кардиологические |
|
Нет |
2.2. Кожно-венерологические |
|
Нет |
2.3. Наркологические |
|
Нет |
2.4. Онкологические |
Да |
|
2.5. Противотуберкулезные |
|
Нет |
2.6. Психоневрологические |
|
Нет |
3. Самостоятельные поликлиники |
Да |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
Нет |
5. Родильные дома |
Да |
|
6. Амбулатории |
Да |
|
7. Фельдшерско-акушерские пункты |
|
Нет |
11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году
Полное наименование страховой медицинской организации |
|
|
Филиал ЗАО «Макс-М» в г. Белгороде |
|
12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится
По возрасту застрахованных |
|
Нет |
По полу застрахованных |
|
Нет |
По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) |
Да |
|
По другим основаниям (указать каким):
|
13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по посещениям |
Да |
|
Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
|
Нет |
Оплата законченных случаев лечения |
|
Нет |
Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
|
Нет |
Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
|
Нет |
Оплата медицинских услуг по балльной системе |
Да |
|
Другие методы (указать какие):
|
14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней |
Да |
|
Оплата за законченный случай госпитализации |
|
Нет |
Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
|
Нет |
Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
|
Нет |
Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:
По категориям ЛПУ |
Да |
|
По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
|
Нет |
По профилям отделений стационара |
Да |
|
По клинико-статистическим группам (КСГ) |
|
Нет |
По заболеваниям |
|
Нет |
По муниципальным образованиям |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:
574 |
Стандартов (протоколов, рекомендаций) |
17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ
Ассоциация врачей |
Региональная общественная организация средних медицинских работников |
19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ
Нет информации.
20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ
Не созданы.
НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
Наиболее важные формы организации системы обязательного медицинского страхования, внедренные в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
Оплата стационарной помощи за законченный случай лечения по медико-экономическим стандартам.