Управление и финансирование
Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ
Республика Башкортостан
2006 год
Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в 2006 году достиг 63,1%, что ниже среднего показателя по всем субъектам - 81,23%. Размеры государственного финансирования в регионе составили 4,7 тыс. руб. на человека, что немного ниже, чем в среднем по России (5,2 тыс. руб. на человека).
Республика Башкортостан относится к числу регионов с уровнем развития системы ОМС выше среднего. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 45,8%. Функции страховщиков в 2006 году выполняли 9 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи производилась по посещениям. Для стационарной помощи применялись метод оплаты за законченный случай госпитализации.
В республике развита система МЭС. Дифференциация тарифов производилась по муниципальным образованиям, а также с использованием трехуровневой системе медико-экономических стандартов.
Регион характеризуется относительно невысоким уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, в то время как степень развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики выше средней по стране.
Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются достаточно широко.
Уровень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения в 2006 году находился на уровне несколько ниже среднего по стране.
Уровень развитости методов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги в регионе – средний по России.
В 2006 году в регионе активно работало несколько межведомственных координационных советов (комиссий).
2005 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 2,7 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 85%, что выше среднероссийского показателя – 79%.
Система ОМС характеризуется сравнительно высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 58%. Функции страховщиков в 2005 году выполняли филиалы ТФОМС и 5 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, а стационарной – по медико-экономическим стандартам в пределах согласованных объемов медицинской помощи.
В 2005 году внедрена автоматизированная регистрация страхователей по сведениям, представленным федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В Республике Башкортостан развитая система медико-экономических стандартов. При расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС в 2005 году использовалось 16611 медико-экономических стандартов. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществлялась по уровням ЛПУ, видам посещений и медико-экономическим стандартам.
В 2005 г. законодательно установлена обязанность разработки в каждом ЛПУ положения «О платных услугах» и его согласования республиканскими учреждениями – с республиканским Министерством здравоохранения, а муниципальными – с органами местного самоуправления.
Регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, в то время как степень развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики выше средней по стране.
Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются достаточно широко.
Уровень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения в 2005 году находился на среднем по стране уровне.
Степень развитости механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги в регионе была достаточно высокой.
В 2005 году произошли нормативные изменения условий предоставления платных услуг в государственных и муниципальных ЛПУ.
2004 год
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 2,2 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 86%, что выше среднероссийского показателя – 82%.
Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 62%. Функции страховщиков в 2004 году выполняли филиалы ТФОМС. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по смете и за законченные случаи лечения, а стационарной - за законченные случаи лечения.
В Республике Башкортостан развитая система медико-экономических стандартов. При расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС в 2004 году использовалось 16611 медико-экономических стандартов. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществлялась по категориям ЛПУ.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, а также механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в регионе на среднем для страны уровне.
Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются достаточно широко. Используется телемедицина, проводятся телеконференции и телеконсультации.
Уровень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения в 2004 году был несколько ниже среднего по стране.
Степень развитости механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги в регионе также относительно невысока.
В 2002 – 2004 годах использовались новые формы управления здравоохранением.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
10307,0 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
8167,7 |
Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
8851,5 |
В том числе: |
|
3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб. |
3475,5 |
3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб. |
2979,6 |
3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб. |
2426,6 |
3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб. |
75,9 |
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
12745,3 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
8811,5 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
2. Название органа управления здравоохранением:
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан
3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
V |
|
|
4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:
Муниципальных систем здравоохранения |
Да |
Лечебно-профилактических учреждений |
Да |
5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения
6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году
· Межведомственная комиссия по охране здоровья граждан;
· Межведомственная комиссия по проблемам предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в Республике Башкортостан;
· Правительственная Комиссия Республики Башкортостан по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту;
· Межведомственный координационный совет по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях.
7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
Электронный адрес МЗ РБ: minzdrav@bashnet.ru
Электронный адрес МИАЦ: miac@bashnet.ru |
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)
8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году
1. Бюджет субъекта РФ |
Да |
|
2. Местные бюджеты |
Да |
|
3. Пенсионный фонд РФ |
|
Нет |
9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС
Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС |
Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ |
Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций |
Число муници-пальных медицинских организаций |
Число частных медицинских организаций |
1. Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник) |
1 |
|
317 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
Самостоятельные
|
1 |
|
42 |
|
1.2. Входящие в состав больничных учреждений |
|
|
275 |
|
2.Стоматологические поликлиники |
|
|
20 |
|
3. Больничные учреждения |
6 |
4 |
139 |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
|
|
|
10.. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.
1. Больничные учреждения |
1.1. Больницы: |
1.1.1.Участковые |
Да |
|
1.1.2.Районные |
Да |
|
1.1.3.Городские |
Да |
|
1.1.4.Центральные (районные, городские) |
Да |
|
1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные) |
Да |
|
1.2. Специализированные больницы |
Да |
|
2. Диспансеры: |
2.1. Кардиологические |
Да |
|
2.2. Кожно-венерологические |
Да |
|
2.3. Наркологические |
|
Нет |
2.4. Онкологические |
Да |
|
2.5. Противотуберкулезные |
|
Нет |
2.6. Психоневрологические |
|
Нет |
3. Самостоятельные поликлиники |
Да |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
Нет |
5. Родильные дома |
Да |
|
6. Амбулатории |
Да |
|
7. Фельдшерско-акушерские пункты |
|
Нет |
11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году
Полное наименование страховой медицинской организации (филиала ТФОМС) |
|
|
1. Альшеевский |
|
2. Баймакский |
|
3. Белебеевский |
|
4. Белорецкий |
|
5. Бирский |
|
6. Дуванский |
|
7. Дюртюлинский |
|
8. Илишевский |
|
9. Ишимбайский |
|
10. Кумертауский |
|
11. Мелеузовский |
|
12. Нефтекамский |
|
13. Октябрьский |
|
14. Салаватский |
|
15. Стерлитамакский |
|
16. Сибайский |
|
17. Туймазинский |
|
18. Учалинский |
|
19. Уфимский |
|
20. Чишминский |
|
21. Янаульский |
|
22. Центральный |
|
23. Республиканские учреждения здравоохранения |
|
12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится
По возрасту застрахованных |
Да |
Нет |
По полу застрахованных |
Да |
Нет |
По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) |
Да |
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
Да |
|
Оплата по посещениям |
|
Нет |
Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
|
Нет |
Оплата законченных случаев лечения |
Да |
|
Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
|
Нет |
Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
|
Нет |
Оплата медицинских услуг по балльной системе |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней |
|
Нет |
Оплата за законченный случай госпитализации |
|
Нет |
Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
|
Нет |
Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
|
Нет |
Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
Оплата за законченный случай лечения на основе МЭС. |
15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:
По категориям ЛПУ |
|
Нет |
По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
|
Нет |
По профилям отделений стационара |
|
Нет |
По клинико-статистическим группам (КСГ) |
|
Нет |
По заболеваниям |
|
Нет |
По муниципальным образованиям |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
По уровням лечебно-профилактических учреждений (районный, городской, городской специализированный, республиканский) |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:
16611 |
Стандартов (протоколов, рекомендаций) |
17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ
На территории Республики Башкортостан функционируют 36 ассоциаций врачей и средних медицинских работников под руководством Правления, а также – Республиканский Башкирский филиал Российской медицинской ассоциации.
19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ
Отсутствуют на территории Республики Башкортостан.
20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ
Ассоциация страховщиков Республики Башкортостан, Председатель Бухарбаев Радоль Яхиевич
НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
Новые формы взаимодействия между региональным органом управления здравоохранения (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ), появившиеся в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
Практическое применение нашли такие формы взаимодействия как:
· заслушивание на уровне заместителя Премьер-министра Республики Башкортостан по социальным вопросам руководителей здравоохранения городов и районов республики с участием заместителей глав администраций районов и городов по социальным вопросам, проводимых в целях контроля за ходом реализации Концепции развития и реформирования системы здравоохранения и медицинской науки в Республике Башкортостан и Программы госгарантий;
· расширенные заседания Правительства Республики Башкортостан (в том числе с выездом на территории) по обсуждению актуальных вопросов здравоохранения в целях привлечения более широкого внимания местных органов власти, всех министерств и ведомств, общественных структур к проблемам и нуждам отрасли.
Наиболее важные формы организации системы обязательного медицинского страхования, внедренные в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
Нет информации.