Управление и финансирование
Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ
Астраханская область
2006 год
В 2006 году размеры государственного финансирования в регионе составили 4,1 тыс. руб. на человека при 5,2 тыс. руб. на человека в среднем по России. Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг достаточно высокого значения - 91%, учитывая, что среднее значение по всем субъектам составило 81%.
Астраханская область относится к числу регионов с высоким уровнем развития системы ОМС. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 43%. Функции страховщиков в 2006 году выполняли 7 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи производилась по посещениям, а также за отдельные услуги. Для стационарной помощи применялись такие методы, как оплата по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней, оплата за законченный случай госпитализации.
В регионе в 206 г. создана развитая система клинико-статистических групп. И введена система оплаты стационарной медицинской помощи с учетом этих групп. Дифференциация тарифов производилась по профилям отделений стационара, по КСГ, а также по уровням отделений ЛПУ, видам приема (лечебно-диагностические посещения в поликлинике, на дому, проф. осмотры, консультативные посещения) и специальности врача, по категориям населения- взрослые, дети.
Для региона характерен средний по стране уровень развития механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. В то же время механизмы согласования региональной и муниципальной политики в регионе развиты в меньшей степени, чем в среднем по России.
Степень развитости информационных технологий в управлении здравоохранением в регионе относится невысокая.
Регион характеризуется средним уровнем развития механизмов регулирования лекарственного обеспечения и высоким - методов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги.
В 2006 году создан Совет глав муниципальных образований при Губернаторе Астраханской области.
2005 год
Система ОМС характеризуется низким уровнем развития. Функции страховщиков выполняют 5 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям и за отдельные услуги, а стационарной – по количеству фактически проведенных койко-дней, за законченный случай госпитализации и по средней стоимости лечения больного в профильном отделении. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ.
Регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования политики органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС.
Данные, позволяющие оценить другие характеристики развитости механизмов государственного управления и планирования в сфере здравоохранения, отсутствуют.
2004 год
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Размер государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составил около 2,0 тыс. руб. на человека, что значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг 69%. Это значительно ниже соответствующего среднероссийского показателя, который составляет 82%.
Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 47%. Функции страховщиков выполняют 4 страховые медицинские организации. Оплата амбулаторной помощи осуществляется за отдельные услуги и по посещениям, а стационарной - за законченный случай госпитализации. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ и по профилям отделений стационара.
Развитость механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, а также механизмов согласования региональной и муниципальной политики в области здравоохранения характеризуется более низким, чем в среднем в России, уровнем.
В то же время уровень развития механизмов регулирования лекарственного обеспечения в регионе выше среднего, а развитость информационных технологий в управлении здравоохранением характеризуется средними для страны показателями.
Методы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги являются среднеразвитыми.
1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи
|
1. Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
2891,2 |
|
2.Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
1892,2 |
|
3.Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
1989,4 |
|
В том числе: |
|
|
3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб. |
1108,5 |
|
3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб. |
291,9 |
|
3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб. |
546,2 |
|
3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб. |
103,1 |
|
4.Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
|
|
5.Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
2228,8 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
2. Название органа управления здравоохранением:
Министерство здравоохранения Астраханской области
3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)
|
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
|
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
|
V |
|
|
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
V |
|
|
Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
|
|
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
V |
|
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
|
Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
|
|
|
4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:
|
Муниципальных систем здравоохранения |
Да |
|
|
Лечебно-профилактических учреждений |
Да |
|
5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения
Нет информации
6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году
Нет информации
7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
в
большинстве
ЛПУ |
|
|
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
|
в
некоторых
ЛПУ |
|
|
Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
E-mail : medast@astmail.astranet.ru |
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)
8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году
|
1. Бюджет субъекта РФ |
Да |
|
|
2. Местные бюджеты |
Да |
|
|
3. Пенсионный фонд РФ |
|
Нет |
9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС
|
Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС |
Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ |
Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций |
Число муници-пальных медицинских организаций |
Число частных медицинских организаций |
|
1. Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник) |
7 |
6 |
41 |
0 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
Самостоятельные
|
1 |
2 |
12 |
0 |
|
1.2. Входящие в состав больничных учреждений |
6 |
4 |
29 |
0 |
|
2.Стоматологические поликлиники |
1 |
0 |
5 |
0 |
|
3. Больничные учреждения |
7 |
6 |
21 |
0 |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
0 |
0 |
0 |
0 |
10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.
|
1. Больничные учреждения |
|
1.1. Больницы: |
|
1.1.1.Участковые |
Да |
|
|
1.1.2.Районные |
Да |
|
|
1.1.3.Городские |
Да |
|
|
1.1.4.Центральные (районные, городские) |
Да |
|
|
1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные) |
Да |
|
|
1.2. Специализированные больницы |
Да |
|
|
2. Диспансеры: |
|
2.1. Кардиологические |
|
Нет |
|
2.2. Кожно-венерологические |
Да |
|
|
2.3. Наркологические |
|
Нет |
|
2.4. Онкологические |
Да |
|
|
2.5. Противотуберкулезные |
|
Нет |
|
2.6. Психоневрологические |
Да |
|
|
3. Самостоятельные поликлиники |
Да |
|
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
Нет |
|
5. Родильные дома |
Да |
|
|
6. Амбулатории |
|
Нет |
|
7. Фельдшерско-акушерские пункты |
|
Нет |
11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году
|
Полное наименование страховой медицинской организации |
|
|
|
|
1.Астраханский филиал ОАО «Газпроммедстрах» |
|
|
2. Астраханский филиал ЗАО «КапиталЪ Медицинское страхование» |
|
|
3. МСК ООО СФ «АНТА-МЕД» |
|
|
4. СК ООО «ГАРАНТИЯ» |
|
12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится
|
По возрасту застрахованных |
Да |
|
|
По полу застрахованных |
Да |
|
|
По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) |
|
Нет |
|
По другим основаниям (указать каким):
|
13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
|
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
|
Оплата по посещениям |
Да |
|
|
Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
Да |
|
|
Оплата законченных случаев лечения |
|
Нет |
|
Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
|
Нет |
|
Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
|
Нет |
|
Оплата медицинских услуг по балльной системе |
|
Нет |
|
Другие методы (указать какие):
|
14.Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
|
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
|
Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней |
|
Нет |
|
Оплата за законченный случай госпитализации |
Да |
|
|
Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
|
Нет |
|
Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
|
Нет |
|
Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
|
Нет |
|
Другие методы (указать какие):
|
15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:
|
По категориям ЛПУ |
Да |
|
|
По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
|
Нет |
|
По профилям отделений стационара |
Да |
|
|
По клинико-статистическим группам (КСГ) |
|
Нет |
|
По заболеваниям |
|
Нет |
|
По муниципальным образованиям |
|
Нет |
|
По другим основаниям (указать каким):
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:
|
0 |
Стандартов (протоколов, рекомендаций) |
17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ
Нет информации.
19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ
1. Астраханскийобластной общественный фонд инвалидов с эндокринными заболеваниями.
2. Астраханское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов «Российская диабетическая ассоциация».
3. Астраханский областной общественный фонд инвалидов с эндокринными заболеваниями.
4. Астраханское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов «Российская диабетическая ассоциация»
20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ
На территории Астраханской области ассоциация страховщиков не создана.
НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
Нет информации.