Управление и финансирование
Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ
Алтайский край
2006 год
В 2006 году размеры государственного финансирования здравоохранения оказались ниже среднероссийского уровня (5,2 тыс. руб. на человека) и составили 3,0 тыс. руб. на одного жителя края. Уровень финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составил 69% при 81% в среднем по РФ.
Уровень развития системы ОМС Алтайского края является высоким. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 36%. 7 страховых медицинских организаций выполняли функции страховщиков в 2006 году. Оплата амбулаторной помощи осуществлялась по посещениям, а также за законченные случаи лечения. Оплата стационарной помощи – за законченные случай госпитализации.
В 2006 году в регионе не использовались ни медико-экономические стандарты, ни клинико-статистические группы. Дифференциация тарифы на медицинские услуги в системе ОМС производилась по категориям ЛПУ, по профилям отделений стационара, по заболеваниям.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, а также механизмы согласования региональной и муниципальной политики в области здравоохранения характеризуются более низким, чем в среднем в России, уровнем развитости.
Информационные технологии в управлении здравоохранением и механизмы регулирования лекарственного обеспечения также являются среднеразвитыми. В 2006 году внедрены новые автоматизированные системы.
В то же время регион характеризуется достаточно высоким уровнем развитости механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги.
В 2006 году внедрен ряд новых форм координационного управления и взаимодействия: региональные (координационные) советы, в работе которых участвуют представители региональных и муниципальных органов управления здравоохранением, Координационный совет по реализации приоритетных национальных проектов. В регионе активно работали несколько межведомственных координационных советов (комиссий).
2005 год
В 2005 году система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Функции страховщиков выполняют 7 страховых медицинских организаций и территориальный фонд ОМС. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, за отдельные услуги и в УЕТ (стоматологические поликлиники), а стационарной - за законченный случай госпитализации. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ, по профилям отделений стационаров, а также по заболеваниям.
В 2005 году из средств ОМС стали оплачивать дорогостоящие методы лечения: коррекцию врожденных пороков сердца, эндоскопические операции.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, а также механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в регионе на среднем для страны уровне. Информационные технологии в управлении здравоохранением и механизмы регулирования лекарственного обеспечения также являются среднеразвитыми. В 2005 году внедрены новые автоматизированные системы.
В то же время регион характеризуется достаточно высоким уровнем развитости механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги.
В 2005 были внедрены новые формы координационного управления и взаимодействия, а также были осуществлены и другие нововведения в организации управления и финансирования здравоохранения.
2004 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 2,2 тыс. руб. на человека, что значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг 77%, что близко к среднероссийскому показателю – 82%.
Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 54%. Функции страховщиков выполняют 4 страховые медицинские организации и филиалы территориального фонда ОМС. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям и за отдельные услуги, а стационарной - за законченный случай госпитализации. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ, по профилям отделений стационаров, а также по заболеваниям.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС в регионе развиты на среднем уровне, в то время как уровень развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики в области здравоохранения несколько ниже среднего по стране.
Регион характеризуется достаточно высоким уровнем развитости информационных технологий. Здесь используются телемедицина, автоматизированные информационные системы персонифицированного учета смертности, социально-значимой и важнейшей терапевтической патологии, АИС мониторинга здоровья и деятельности здравоохранения в РОУЗ и в каждом МОУЗ.
Механизмы регулирования лекарственного обеспечения, а также механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги являются среднеразвитыми.
В 2002 – 2004 годах был осуществлен целый ряд нововведений в организации управления и финансирования здравоохранения.
1.Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
7239,3 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
4766,5 |
Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб. |
5562,5 |
В том числе: |
|
3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб. |
2546,1 |
3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб. |
1667,9 |
3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб. |
1006,4 |
3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб. |
342,1 |
Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
8846,9 |
Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб. |
5917,4 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
2. Название органа управления здравоохранением:
Комитет администрации Алтайского края по здравоохранению
3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
|
V |
|
Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
|
V |
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
V |
|
|
Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
V |
|
|
Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
V |
|
|
4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:
Муниципальных систем здравоохранения |
Да |
|
Лечебно-профилактических учреждений |
Да |
|
5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения
6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году
- по туберкулезу,
- по СПИДУ,
- по наркоманиям,
- по ЧС
7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
в большинстве
ЛПУ |
|
|
В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
|
в некоторых
ЛПУ |
|
Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)
8.. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году
1. Бюджет субъекта РФ |
Да |
|
2. Местные бюджеты |
|
Нет |
3. Пенсионный фонд РФ |
Да |
|
9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС
Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС |
Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ |
Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций |
Число муници-пальных медицинских организаций |
Число частных медицинских организаций |
1. Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник) |
8 |
13 |
123 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
Самостоятельные
|
1 |
6 |
24 |
|
1.2. Входящие в состав больничных учреждений |
7 |
7 |
99 |
|
2.Стоматологические поликлиники |
2 |
- |
8 |
|
3. Больничные учреждения |
8 |
7 |
105 |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
|
|
|
10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.
1. Больничные учреждения |
1.1. Больницы: |
1.1.1.Участковые |
Да |
|
1.1.2.Районные |
Да |
|
1.1.3.Городские |
Да |
|
1.1.4.Центральные (районные, городские) |
Да |
|
1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные) |
Да |
|
1.2. Специализированные больницы |
Да |
|
2. Диспансеры: |
2.1. Кардиологические |
Да |
|
2.2. Кожно-венерологические |
Да |
|
2.3. Наркологические |
|
Нет |
2.4. Онкологические |
Да |
|
2.5. Противотуберкулезные |
|
Нет |
2.6. Психоневрологические |
|
Нет |
3. Самостоятельные поликлиники |
Да |
|
4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи |
|
Нет |
5. Родильные дома |
Да |
|
6. Амбулатории |
Да |
|
7. Фельдшерско-акушерские пункты |
|
Нет |
11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году
Полное наименование страховой медицинской организации
|
|
|
1. ООО Алтайская медицинская страховая компания «Аско-мед» |
|
2. ЗАО Страховая медицинская компания «Одмест» |
|
3.ООО Страховая компания «Интермедсервис-Сибирь» |
|
4. Филиал «Алтай Росно-МС» ОАО Страховая компания «Росно-МС» |
|
12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится
По возрасту застрахованных |
|
Нет |
По полу застрахованных |
|
Нет |
По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям) |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
по численности застрахованных Да
|
13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году.
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по посещениям |
Да |
|
Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
Да |
|
Оплата законченных случаев лечения |
|
Нет |
Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
|
Нет |
Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
|
Нет |
Оплата медицинских услуг по балльной системе |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году
Оплата по смете расходов |
|
Нет |
Оплата по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней |
|
Нет |
Оплата за законченный случай госпитализации |
Да |
|
Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
|
Нет |
Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
|
Нет |
Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
|
Нет |
Другие методы (указать какие):
|
15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:
По категориям ЛПУ |
Да |
|
По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
|
Нет |
По профилям отделений стационара |
Да |
|
По клинико-статистическим группам (КСГ) |
|
Нет |
По заболеваниям |
Да |
|
По муниципальным образованиям |
|
Нет |
По другим основаниям (указать каким):
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:
0 |
Стандартов (протоколов, рекомендаций) |
17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
18Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ
Ассоциация организаторов здравоохранения,
Ассоциация хирургов,
Ассоциация врачей УЗИ,
Лига акушерок,
Ассоциация средних медицинских работников.
19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ
- гемофилия
- сахарный диабет
- рассеянный склероз
- ХПН
20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ
Нет
НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ
Новые формы взаимодействия между региональным органом управления здравоохранения (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ), появившиеся в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
1. организация медицинской помощи по принципу медико-географического зонирования
2. заключение договоров о совместном ведении муниципального здравоохранения
3. организация межрайонных советов
4. организация филиалов центра медицины катастроф
Наиболее важные формы организации системы обязательного медицинского страхования, внедренные в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:
Несмотря на то, что с 2001 года функция сбора страховых взносов на обязательное медицинское страхование в соответствии с действующим законодательством возложена на органы налоговой инспекции, территориальный фонд ОМС имеет возможности воздействия на уровень собираемости средств ОМС.
Осуществляя постоянный мониторинг поступления финансовых средств, фонд ежемесячно направляет в СМО информацию о недобросовестных плательщиках и, соответственно, корректирует объемы финансирования страховщиков. Страховые медицинские компании, в свою очередь, инициируют процесс расторжения договоров ОМС с соответствующими страхователями. Это побуждает последних производить оплату взносов на ОМС, чтобы не лишать своих работников возможности получать бесплатную медицинскую помощь.