Управление и финансирование
Методика построения типологии регионов
Ссылка |
Название документа |
Размер |
Формат |
скачать |
Методика построения типологии регионов по развитости механизмов госуправления здравоохранением в 2004 году (электронная версия) |
121 Кб |
Microsoft Word |
Методика построения типологии регионов по развитости механизмов госуправления здравоохранением в 2004 году
Сравнительная оценка систем управления здравоохранением в регионах производилась по следующим 5 характеристикам:
1) развитость механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС;
2) развитость механизмов согласования региональной и муниципальной политики;
3) развитость информационных технологий в управлении здравоохранением;
4) развитость механизмов регулирования лекарственного обеспечения;
5) развитость методов регулирования оказания платных медицинских услуг.
Для каждой из выше перечисленных характеристик в Приложении 1 приведены соответствующие им («значимые») вопросы информационных справок. Ответ на каждый значимый вопрос оценивается определенным количеством баллов, исходя из экспертной оценки его важности, а также распределения в ответах респондентов: недостаточно распространенные, но важные механизмы оцениваются сравнительно большим количеством баллов. Полученные баллы суммируются. Полученная сумма является показателем развитости соответствующей характеристики.
Все регионы по степени развитости каждой из вышеперечисленных характеристик разделяются на три типа:
1. регионы с показателями развитости соответствующей характеристики выше средних по России;
2. регионы со средними для России показателями развитости соответствующей характеристики;
3. регионы с показателями развитости соответствующей характеристики несколько ниже средних по России.
Для проведения такого разделения предложена таблица соответствия между набранным количеством баллов для каждой из вышеперечисленных характеристик и типом региона (см. Приложение 1). Каждому типу регионов по каждой из характеристик присваивается соответствующий ранг (место в типологии): 1-й тип – 1 ранг; 2-й тип – 2 ранг; 3-й тип – 3 ранг.
Для получения обобщающей типологии регионов по степени развития механизмов управления здравоохранением ранги по перечисленным выше отдельным управленческим характеристикам суммируются. На основе полученных сумм рангов строится интегральная характеристика развитости механизмов государственного управления в сфере здравоохранения (см. рис.). Она также состоит из трех типов: регионы с высоким, средним и ниже среднего уровнем развития государственного управления здравоохранением. На основе полученных таким образом интегральных рангов регионы относятся к одному из трех типов по уровню развитости механизмов государственного управления в сфере здравоохранения (см. приложение). Чем меньше сумма рангов егиона по отдельным указанным характеристикам, то есть чем выше его сумма мест, тем выше его интегральное место в обобщающей типологии.
Рисунок.
Оценка уровня развития механизмов государственного управления здравоохранением
1. Методы построения типологий по отдельным характеристикам
1. Развитость механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС
1.1. Соответствующие вопросы информационной справки:
· «Формы участия регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ) в управлении системой ОМС»:
Ответы |
Баллы за ответ |
1.Первый руководитель РОУЗ является председателем правления ТФОМС |
2 Да |
2.Первый руководитель РОУЗ входит в состав правления ТФОМС, не являясь его председателем |
1 Да |
4.РОУЗ участвует в разработке правил обязательного медицинского страхования в субъекте РФ |
2 Да |
5. РОУЗ участвует в разработке территориальной программы ОМС |
1 Да |
6.РОУЗ участвует в разработке проекта бюджета ТФОМС |
3 Да |
7.РОУЗ участвует в разработке нормативов финансирования страховщиков или филиалов ТФОМС, выполняющих функции страховщиков |
3 Да |
8.РОУЗ участвует в разработке порядка оплаты медицинских услуг в системе ОМС |
2 Да |
· «Орган, специалисты которого готовят проекты документов для рабочей комиссии по согласованию тарифов в системе ОМС»:
Ответы |
Баллы за ответ |
1. РОУЗ |
3 Да |
· «Участие регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ) в контроле за исполнением бюджета ТФОМС»:
Ответы |
Баллы за ответ |
1. Контроль в процессе подготовки и проведения заседаний правления |
1 Да |
2. Контроль за квартальными и/или месячными отчетами |
3 Да |
3. Заслушивание вопроса на коллегии РОУЗ |
2 Да |
1.2. Типологизация регионов по развитости механизмов участия регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ) в управлении системой ОМС
Количество баллов |
Тип |
Количество регионов |
16 -22 |
1 |
28 |
10 - 15 |
2 |
34 |
1 - 9 |
3 |
27 |
2. Развитость механизмов согласования региональной и муниципальной политики
2.1. Соответствующие вопросы информационной справки:
· «Объемы медицинской помощи, оказываемой учреждениями здравоохранения одних муниципальных образований жителям других муниципальных образований»:
1. Учитываются при расчете показателей территориальной программы госгарантий |
1 Да |
0 Нет |
2. Выделяются в составе показателей территориальной программы госгарантий |
3 Да |
0 Нет |
· «Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)»:
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
1. Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
3 |
2 |
0 |
2. Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
3 |
2 |
0 |
3. Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
3 |
2 |
0 |
4. Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
3 |
2 |
0 |
5. Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
3 |
2 |
0 |
6. Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
3 |
2 |
0 |
· «Участие регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ) и муниципальных органов управления здравоохранением (МОУЗ) в планировании объемов медицинской помощи»:
|
Осуществляется |
Со всеми или большинством МОУЗ |
С некоторыми МОУЗ |
Никогда |
1. РОУЗ осуществляет совместное с МОУЗ планирование объемов первичной медицинской помощи, которую оказывают муниципальные системы здравоохранения |
2 |
1 |
0 |
2. РОУЗ осуществляет совместное с МОУЗ планирование объемов специализированной медицинской помощи, которую оказывают муниципальные системы здравоохранения |
2 |
1 |
0 |
· «Участие регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ) в планировании размеров субсидий (дотаций) муниципальным бюджетам»:
РОУЗ участвует в планировании размеров субсидий (дотаций) муниципальным бюджетам из бюджета субъекта РФ при его формировании (в части согласования расчетных показателей расходов муниципальных бюджетов на здравоохранение) |
3 Да |
0 Нет |
· «Участие руководителей муниципальных органов управления здравоохранением и глав местного самоуправления в коллегиях регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ)»:
|
Частота участия |
|
Несколько раз в год |
Один раз в год |
Никогда |
1. Руководитель органа управления здравоохранением столицы республики или областного центра участвует в коллегиях и других совещаниях, организуемых РОУЗ |
2 |
1 |
0 |
2. Проводятся совместные коллегии РОУЗ и городского органа управления здравоохранением столицы республики или областного центра |
2 |
1 |
0 |
3. Проводятся коллегии РОУЗ с участием глав местного самоуправления |
2 |
1 |
0 |
· «Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности»:
1. Муниципальных систем здравоохранения |
3 Да |
0 Нет |
2.2. Типологизация регионов по развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политикиˆ
Количество баллов |
Тип |
Количество регионов |
32-38 |
1 |
19 |
27-31 |
2 |
27 |
10-26 |
3 |
16 |
3. Развитость информационных технологий в управлении здравоохранением
3.1.Соответствующие вопросы информационной справки:
· «Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ»:
1. В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
3
в
большинстве
ЛПУ |
1
в
некоторых
ЛПУ |
0
нигде
|
2. В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
3
в
большинстве
ЛПУ |
1
в
некоторых
ЛПУ |
0
нигде
|
3. Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
Есть- 3
Нет-0 |
· «Использование новых информационных технологий в управлении здравоохранением субъекта РФ»:
1. Осуществляется рассылка материалов РОУЗ муниципальным органам управления здравоохранением (МОУЗ) по электронной почте |
3
для
большинства
МОУЗ |
1
для
некоторых
МОУЗ |
0
не
осуществляется
|
2. Имеется практика отправки муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ) отчетных и других материалов для РОУЗ по электронной почте |
3
в
большинстве
МОУЗ |
1
в
некоторых
МОУЗ |
0
такая практика
отсутствует
|
3. Другие новые информационные технологии (указать какие) и их распространенность:
Есть- 3
Нет-0 |
3.2. Типологизация регионов по развитости информационных технологий:
Количество баллов |
Тип |
Количество регионов |
13-18 |
1 |
17 |
8-12 |
2 |
27 |
1-7 |
3 |
18 |
4. Развитость механизмов регулирования лекарственного обеспечения
4.1.Вопросы информационной справки:
· «Механизмы регулирования лекарственного обеспечения, используемые в субъекте РФ»:
1. Утверждается региональный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, содержащий дополнения к федеральному перечню |
3 Да |
0 Нет |
2. Утверждаются региональные фармацевтические формуляры |
3 Да |
0 Нет |
3. Устанавливаются предельные размеры оптовых и розничных надбавок |
1 Да |
0 Нет |
4. Существует практика централизованных закупок лекарственных средств для стационаров, производимых за счет средств областного бюджета |
3 Да |
0 Нет |
5. Существует практика централизованных закупок лекарственных средств для стационаров, производимых за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) |
3 Да |
0 Нет |
4.2. Типологизация регионов по развитости механизмов формирования региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ) политики лекарственного обеспечения:
Количество баллов |
Тип |
Количество регионов |
13 |
1 |
19 |
9 – 10 |
2 |
24 |
1 - 7 |
3 |
19 |
5. Развитость методов регулирования оказания платных медицинских услуг
5.1. Соответствующие вопросы информационной справки:
· «Условия предоставления платных услуг в государственных лечебно-профилактических учреждениях субъекта РФ регулируются»:
1. Законом, постановлением или другим нормативным актом субъекта РФ |
1 балл при ответе «Да» хотя бы на один вопрос,
0 - при ответе «Нет» на оба вопроса |
2. Приказом регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ) |
· «Наличие в нормативных актах субъекта РФ или в приказах РОУЗ специальных требований к государственным (муниципальным) лечебно-профилактическим учреждениям, оказывающим платные медицинские услуги»:
1. Разделение потоков пациентов, которым оказываются бесплатные и платные услуги, по времени оказания медицинских услуг |
1 Да |
0 Нет |
2. Разделение потоков пациентов, которым оказываются бесплатные и платные услуги, по месту оказания медицинских услуг |
1 Да |
0 Нет |
· «Тарифы на платные медицинские услуги в государственных лечебно-профилактических учреждениях устанавливаются»:
1.Региональным органом власти |
3 Да |
0 Нет |
3.ЛПУ по согласованию с региональным органом власти (РОУЗ) |
2 |
· «Тарифы на платные медицинские услуги в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях устанавливаются»:
1. Региональным органом власти |
3 Да |
0 Нет |
2. Органами местного самоуправления |
3 Да |
0 Нет |
4.ЛПУ по согласованию с региональным органом власти (РОУЗ) и/или органами местного самоуправления |
2 |
5.2. Типологизация регионов по развитости методов регулирования оказания платных медицинских услуг:
Количество баллов |
Тип |
Колич регионов |
8-10 |
1 |
16 |
5-7 |
2 |
26 |
1-4 |
3 |
20 |
2. Метод построения обобщающей типологии регионов по развитости механизмов государственного управления здравоохранением
Места, присвоенные каждому региону по вышеуказанным типологиям, складывались. Полученная сумма рангов рассматривалась в качестве интегральной оценки, в соответствии со значением которой все регионы были разделены на три типа следующим образом:
Сумма мест по пяти характеристикам |
Тип |
Количество регионов |
6-9 |
1 |
19 |
10-11 |
2 |
34 |
12-13 |
3 |
9 |
1. Методы построения типологий по отдельным характеристикам
1. Развитость механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС
1.1. Соответствующие вопросы информационной справки:
· «Формы участия регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ) в управлении системой ОМС»:
Ответы |
Баллы за ответ |
1.Первый руководитель РОУЗ является председателем правления ТФОМС |
2 Да |
2.Первый руководитель РОУЗ входит в состав правления ТФОМС, не являясь его председателем |
1 Да |
4.РОУЗ участвует в разработке правил обязательного медицинского страхования в субъекте РФ |
2 Да |
5. РОУЗ участвует в разработке территориальной программы ОМС |
1 Да |
6.РОУЗ участвует в разработке проекта бюджета ТФОМС |
3 Да |
7.РОУЗ участвует в разработке нормативов финансирования страховщиков или филиалов ТФОМС, выполняющих функции страховщиков |
3 Да |
8.РОУЗ участвует в разработке порядка оплаты медицинских услуг в системе ОМС |
2 Да |
· «Орган, специалисты которого готовят проекты документов для рабочей комиссии по согласованию тарифов в системе ОМС»:
Ответы |
Баллы за ответ |
1. РОУЗ |
3 Да |
· «Участие регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ) в контроле за исполнением бюджета ТФОМС»:
Ответы |
Баллы за ответ |
1. Контроль в процессе подготовки и проведения заседаний правления |
1 Да |
2. Контроль за квартальными и/или месячными отчетами |
3 Да |
3. Заслушивание вопроса на коллегии РОУЗ |
2 Да |
1.2. Типологизация регионов по развитости механизмов участия регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ) в управлении системой ОМС
Количество баллов |
Тип |
Количество регионов |
16 -22 |
1 |
28 |
10 - 15 |
2 |
34 |
1 - 9 |
3 |
27 |
2. Развитость механизмов согласования региональной и муниципальной политики
2.1. Соответствующие вопросы информационной справки:
· «Объемы медицинской помощи, оказываемой учреждениями здравоохранения одних муниципальных образований жителям других муниципальных образований»:
1. Учитываются при расчете показателей территориальной программы госгарантий |
1 Да |
0 Нет |
2. Выделяются в составе показателей территориальной программы госгарантий |
3 Да |
0 Нет |
· «Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)»:
|
Как правило |
Иногда |
Никогда |
1. Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением |
3 |
2 |
0 |
2. Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
3 |
2 |
0 |
3. Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета |
3 |
2 |
0 |
4. Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением |
3 |
2 |
0 |
5. Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих |
3 |
2 |
0 |
6. Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета |
3 |
2 |
0 |
· «Участие регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ) и муниципальных органов управления здравоохранением (МОУЗ) в планировании объемов медицинской помощи»:
|
Осуществляется |
Со всеми или большинством МОУЗ |
С некоторыми МОУЗ |
Никогда |
1. РОУЗ осуществляет совместное с МОУЗ планирование объемов первичной медицинской помощи, которую оказывают муниципальные системы здравоохранения |
2 |
1 |
0 |
2. РОУЗ осуществляет совместное с МОУЗ планирование объемов специализированной медицинской помощи, которую оказывают муниципальные системы здравоохранения |
2 |
1 |
0 |
· «Участие регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ) в планировании размеров субсидий (дотаций) муниципальным бюджетам»:
РОУЗ участвует в планировании размеров субсидий (дотаций) муниципальным бюджетам из бюджета субъекта РФ при его формировании (в части согласования расчетных показателей расходов муниципальных бюджетов на здравоохранение) |
3 Да |
0 Нет |
· «Участие руководителей муниципальных органов управления здравоохранением и глав местного самоуправления в коллегиях регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ)»:
|
Частота участия |
|
Несколько раз в год |
Один раз в год |
Никогда |
1. Руководитель органа управления здравоохранением столицы республики или областного центра участвует в коллегиях и других совещаниях, организуемых РОУЗ |
2 |
1 |
0 |
2. Проводятся совместные коллегии РОУЗ и городского органа управления здравоохранением столицы республики или областного центра |
2 |
1 |
0 |
3. Проводятся коллегии РОУЗ с участием глав местного самоуправления |
2 |
1 |
0 |
· «Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности»:
1. Муниципальных систем здравоохранения |
3 Да |
0 Нет |
2.2. Типологизация регионов по развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политикиˆ
Количество баллов |
Тип |
Количество регионов |
32-38 |
1 |
19 |
27-31 |
2 |
27 |
10-26 |
3 |
16 |
3. Развитость информационных технологий в управлении здравоохранением
3.1.Соответствующие вопросы информационной справки:
· «Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ»:
1. В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами |
3
в
большинстве
ЛПУ |
1
в
некоторых
ЛПУ |
0
нигде
|
2. В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети |
3
в
большинстве
ЛПУ |
1
в
некоторых
ЛПУ |
0
нигде
|
3. Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):
Есть- 3
Нет-0 |
· «Использование новых информационных технологий в управлении здравоохранением субъекта РФ»:
1. Осуществляется рассылка материалов РОУЗ муниципальным органам управления здравоохранением (МОУЗ) по электронной почте |
3
для
большинства
МОУЗ |
1
для
некоторых
МОУЗ |
0
не
осуществляется
|
2. Имеется практика отправки муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ) отчетных и других материалов для РОУЗ по электронной почте |
3
в
большинстве
МОУЗ |
1
в
некоторых
МОУЗ |
0
такая практика
отсутствует
|
3. Другие новые информационные технологии (указать какие) и их распространенность:
Есть- 3
Нет-0 |
3.2. Типологизация регионов по развитости информационных технологий:
Количество баллов |
Тип |
Количество регионов |
13-18 |
1 |
17 |
8-12 |
2 |
27 |
1-7 |
3 |
18 |
4. Развитость механизмов регулирования лекарственного обеспечения
4.1.Вопросы информационной справки:
· «Механизмы регулирования лекарственного обеспечения, используемые в субъекте РФ»:
1. Утверждается региональный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, содержащий дополнения к федеральному перечню |
3 Да |
0 Нет |
2. Утверждаются региональные фармацевтические формуляры |
3 Да |
0 Нет |
3. Устанавливаются предельные размеры оптовых и розничных надбавок |
1 Да |
0 Нет |
4. Существует практика централизованных закупок лекарственных средств для стационаров, производимых за счет средств областного бюджета |
3 Да |
0 Нет |
5. Существует практика централизованных закупок лекарственных средств для стационаров, производимых за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) |
3 Да |
0 Нет |
4.2. Типологизация регионов по развитости механизмов формирования региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ) политики лекарственного обеспечения:
Количество баллов |
Тип |
Количество регионов |
13 |
1 |
19 |
9 – 10 |
2 |
24 |
1 - 7 |
3 |
19 |
5. Развитость методов регулирования оказания платных медицинских услуг
5.1. Соответствующие вопросы информационной справки:
· «Условия предоставления платных услуг в государственных лечебно-профилактических учреждениях субъекта РФ регулируются»:
1. Законом, постановлением или другим нормативным актом субъекта РФ |
1 балл при ответе «Да» хотя бы на один вопрос,
0 - при ответе «Нет» на оба вопроса |
2. Приказом регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ) |
· «Наличие в нормативных актах субъекта РФ или в приказах РОУЗ специальных требований к государственным (муниципальным) лечебно-профилактическим учреждениям, оказывающим платные медицинские услуги»:
1. Разделение потоков пациентов, которым оказываются бесплатные и платные услуги, по времени оказания медицинских услуг |
1 Да |
0 Нет |
2. Разделение потоков пациентов, которым оказываются бесплатные и платные услуги, по месту оказания медицинских услуг |
1 Да |
0 Нет |
· «Тарифы на платные медицинские услуги в государственных лечебно-профилактических учреждениях устанавливаются»:
1.Региональным органом власти |
3 Да |
0 Нет |
3.ЛПУ по согласованию с региональным органом власти (РОУЗ) |
2 |
· «Тарифы на платные медицинские услуги в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях устанавливаются»:
1. Региональным органом власти |
3 Да |
0 Нет |
2. Органами местного самоуправления |
3 Да |
0 Нет |
4.ЛПУ по согласованию с региональным органом власти (РОУЗ) и/или органами местного самоуправления |
2 |
5.2. Типологизация регионов по развитости методов регулирования оказания платных медицинских услуг:
Количество баллов |
Тип |
Колич регионов |
8-10 |
1 |
16 |
5-7 |
2 |
26 |
1-4 |
3 |
20 |
2. Метод построения обобщающей типологии регионов по развитости механизмов государственного управления здравоохранением
Места, присвоенные каждому региону по вышеуказанным типологиям, складывались. Полученная сумма рангов рассматривалась в качестве интегральной оценки, в соответствии со значением которой все регионы были разделены на три типа следующим образом:
Сумма мест по пяти характеристикам |
Тип |
Количество регионов |
6-9 |
1 |
19 |
10-11 |
2 |
34 |
12-13 |
3 |
9 |