Управление и финансирование
Методика построения типологии регионов
Ссылка |
Название документа |
Размер |
Формат |
скачать |
Методика построения типологии регионов по способам организации финансирования здравоохранения в 2006 году (электронная версия) |
131 Кб |
Microsoft Word |
Методика построения типологии регионов по способам организации финансирования здравоохранения в 2006 году
1. Типологии регионов по отдельным характеристикам
Типологизация регионов проводится по следующим 8 характеристикам:
1). Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в 2006 году (отношение фактического размера финансирования к расчетному)
-
регион с обеспечением территориальной программы госгарантий на высоком уровне (более 100%)
-
регион с обеспечением территориальной программы госгарантий на уровне выше среднего (от 84 до 100%)
-
регион с обеспечением территориальной программы госгарантий на среднем уровне (от 76 до 84%)
-
регион с обеспечением территориальной программы госгарантий на уровне ниже среднего (от 67 до 76%)
-
регион с обеспечением территориальной программы госгарантий на низком уровне (менее 67%)
2). Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъектах РФ в 2006 году
-
регион с очень высокой долей средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения (выше 60%)
-
регион с долей средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения выше среднего (от 55 до 60%)
-
регион с долей средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения на среднем уровне (от 45 до 55%)
-
регион с долей средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения ниже среднего уровня (от 30 до 45%)
-
регион с низкой долей средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения (менее 30%)
3). Использование медико-экономических стандартов и клинико-статистических групп при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в субъектах РФ в 2006 году:
-
регион с развитой системой КСГ
-
регион с развитой системой МЭС
-
в регионе имеется система МЭС или КСГ
-
в регионе имеются единичные КСГ, МЭС
-
в регионе не создана система МЭС, нет КСГ
4). Организации, выполняющие функции страховщиков в системе ОМС в субъектах РФ в 2006 году
-
регионы, где функции страховщика выполняет только ТФОМС
-
регионы, где функции страховщика выполняют филиалы ТФОМС (в т.ч. филиалы ТФОМС и ТФОМС)
-
регионы, где функции страховщика выполняют филиалы ТФОМС и СМО (в т.ч. ТФОМС и СМО)
-
регионы, где функции страховщика выполняют только СМО
5). Разнообразие типов учреждений, финансируемых из средств ОМС в субъектах РФ в 2006 году:
· регионы, где из средств ОМС финансируются только больничные учреждения (хотя эти территории имеют амбулаторно-поликлинические учреждения, в т.ч.самостоятельные, и амбулаторно-поликлиническая помощь включена в базовую программу ОМС)
· регионы, в которых из средств ОМС финансируются стационарные и амбулаторно-поликлинические учреждения
· регионы, где помимо стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений из средств ОМС финансируется также и скорая медицинская помощь (хотя она не включена в базовую программу ОМС, но включена в территориальные программы ОМС)
6). Методы оплаты амбулаторной помощи учреждений, включенных в систему ОМС, используемые в субъектах РФ в 2006 году:
-
регионы, где оплата амбулаторной помощи в системе ОМС осуществляется только по смете расходов
-
регионы, где оплата амбулаторной помощи в системе ОМС осуществляется по посещениям
-
регионы, где оплата амбулаторной помощи в системе ОМС осуществляется за отдельные услуги (оплата консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.)
-
регионы, где оплата амбулаторной помощи в системе ОМС осуществляется за медицинские услуги по балльной системе (
-
регионы, где оплата амбулаторной помощи в системе ОМС осуществляется за законченные случаи лечения
-
регионы, где оплата амбулаторной помощи в системе ОМС осуществляется по подушевому принципу на одного прикрепившегося
-
регионы, где оплата амбулаторной помощи в системе ОМС осуществляется с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи
*Если присутствует несколько методов оплаты, то присваивается максимальный балл за наиболее прогрессивный метод оплаты.
7). Методы оплаты стационарной помощи учреждений, включенных в систему ОМС, используемые в субъектах РФ в 2006 год:
-
регионы, где оплата стационарной помощи в системе ОМС осуществляется только по смете расходов
-
регионы, где оплата стационарной помощи в системе ОМС осуществляется по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней
-
регионы, где оплата стационарной помощи в системе ОМС осуществляется по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении
-
регионы, где оплата стационарной помощи в системе ОМС осуществляется по фактическим расходам за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам)
-
регионы, где оплата стационарной помощи в системе ОМС осуществляется за законченный случай госпитализации
-
регионы, где оплата стационарной помощи в системе ОМС осуществляется за согласованные объемы медицинской помощи (метод глобального бюджета)
*Если присутствует несколько методов оплаты, то присваивается максимальный балл за наиболее прогрессивный метод оплаты.
8). Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС в субъектах РФ в 2006 году:
-
регионы, где нет дифференциации тарифов на медицинские услуги в системе ОМС
-
регионы, где дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ
-
регионы, где дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы)*
-
регионы, где дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по профилям отделений стационара
-
регионы, где дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по клинико-статистическим группам (КСГ)
-
регионы, где дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по заболеваниям
*Если присутствует несколько способов дифференциации тарифов, то присваивается максимальный балл за наиболее прогрессивный способ дифференциации.
2. Следует отметить, что имеющиеся данные позволяют оценить уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи (1 характеристика) и построить типологию способов организации ОМС в региональных системах здравоохранения (2-8 характеристика).
3. На основе ответов на вопросы информационных справок РОУЗ для каждой из перечисленных выше характеристик в приложении приведен алгоритм расчета значения и перевода этого значения в баллы (методика присвоения кода).
4. Заполненные информационные справки были получены от 82 органов управления здравоохранением в субъектах РФ. Они позволяют получить оценки данных регионов по указанным характеристикам.
5. Обобщающая типология построена для 82 регионов и характеризует способы организации ОМС в региональных системах здравоохранения. Она позволяет выделить:
· Регионы с высоким уровнем развития ОМС (1-ый тип регионов)
· Регионы со средним уровнем развития ОМС (2-ой тип регионов)
· Регионы с уровенем развития ОМС ниже среднего (3-ий тип регионов)
6. Для получения обобщающей типологии регионов по степени развития механизмов финансирования здравоохранения использовались только характеристики 3-8. Полученные баллы каждым регионом по этим характеристикам суммировались. Взвешивания по значимости характеристик не было. Но поскольку для каждой характеристики использовались разные шкалы (от 3 до 6 баллов), при суммировании значение каждой характеристики умножалось на коэффициент (6/i), где i - максимальное число баллов в шкале. Таким образом, итоговый рейтинг считался по следующей формуле: 3 хар-ка*(6/5)+4 хар-ка*1,5+5 хар-ка*2+6 хар-ка+7хар-ка*(6/5)+8хар-ка*(6/5).
7. В приложении приведена таблица соответствия между набранным количеством баллов и типом региона по обобщающей типологии.
Приложение
1. Методы построения типологий по отдельным характеристикам
1. Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в 2006 году (отношение фактического размера финансирования к расчетному)
Для получения по каждому региону значения, необходимого для построения характеристики, рассчитывается уровень финансовой обеспеченности территориальной программы госгарантий в СРФ в 2006 году по следующей формуле: Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2006 году / Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2006 году
Каждый регион в зависимости от значения этого показателя получил оценку в балльной шкале:
|
Баллы |
1. Нет данных |
0 |
2. Регион с обеспечением территориальной программы госгарантий на низком уровне (менее 67%) |
1 |
3. Регион с обеспечением территориальной программы госгарантий на уровне ниже среднего (от 67 до 76%) |
2 |
4. Регион с обеспечением территориальной программы госгарантий на среднем уровне (от 76 до 84%) |
3 |
5. Регион с обеспечением территориальной программы госгарантий на уровне выше среднего( от 84 до 100%) |
4 |
6. Регион с обеспечением территориальной программы госгарантий на высоком уровне (более 100%) |
5 |
2. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъектах РФ в 2006 году
Для получения по каждому региону значения, необходимого для построения характеристики, рассчитывалась доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте РФ в 2006 году по следующей формуле: 100*(Взносы на ОМС неработающего населения + Взносы на ОМС работающего населения + Иные источники территориального фонда ОМС)/ Фактическое финансирование программы госгарантии в 2006 году.
Каждый регион в зависимости от значения этого показателя получил оценку в балльной шкале:
|
Баллы |
1. Нет данных |
0 |
2. Регион с низкой долей средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения (менее 30%) |
1 |
3. Регион с долей средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения ниже среднего уровня (от 30 до 45%) |
2 |
4. Регион с долей средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения на среднем уровне (от 45-55%) |
3 |
5. Регион с долей средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения на уровне выше среднего (от 55 до 60%) |
4 |
7. Регион с очень высокой долей средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения (выше 60%) |
5 |
3. Использование медико-экономических стандартов (МЭС), клинико-статистических групп (КСГ) при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в субъектах РФ в 2006 году
Каждый регион в зависимости от значения этого показателя получил оценку в балльной шкале:
|
Баллы |
1. В регионе не создана система МЭС, нет КСГ |
1 |
2. В регионе имеются единичные МЭС (менее 100) и/или единичные КСГ (менее 100) |
2 |
3. В регионе имеется система МЭС (от 100 до 500 МЭС) и/или КСГ (от 100 до 270 КСГ) |
3 |
4. Регион с развитой системой МЭС (более 500) |
4 |
5. Регион с развитой системой КСГ (более 270) |
5 |
Если развита и система МЭС, и система КСГ, то присваиваются баллы за ответ с максимальным значением баллов.
4. Организации, выполняющие функции страховщиков в системе ОМС субъектов РФ в 2006 году
Каждый регион в зависимости от состава страховщиков получил оценку в балльной шкале:
|
Баллы |
1. Функции страховщика выполняет только ТФОМС |
1 |
2. Функции страховщика выполняют филиалы ТФОМС |
2 |
3. Функции страховщика выполняют филиалы ТФОМС и СМО |
3 |
4. Функции страховщика выполняют только СМО |
4 |
5. Разнообразие типов учреждений, финансируемых из средств ОМС в субъектах РФ в 2006 году
Каждый регион в зависимости от состава указанных учреждений получил оценку в балльной шкале:
|
Баллы |
1. Из средств ОМС финансируются только больничные учреждения |
1 |
2. Из средств ОМС финансируются стационарные и амбулаторно-поликлинические учреждения |
2 |
3. Помимо стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений из средств ОМС финансируется также и скорая медицинская помощь |
3 |
6. Методы оплаты амбулаторной помощи учреждений, включенных в систему ОМС, используемые в субъектах РФ в 2006 году
Каждый регион в зависимости от используемых методов получил оценку в балльной шкале:
|
Баллы |
1. Оплата по смете расходов |
0 |
2. Оплата по посещениям |
1 |
3. Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.) |
2 |
4. Оплата законченных случаев лечения |
4 |
5. Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося |
5 |
6. Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи |
6 |
7. Оплата медицинских услуг по балльной системе |
3 |
Если в регионе используются несколько методов оплаты, то региону присваивается балл за метод, дающий максимальную оценку.
7. Методы оплаты стационарной помощи учреждений, включенных в систему ОМС, используемые в субъектах РФ в 2006 году
Каждый регион в зависимости от используемых методов получил оценку в балльной шкале:
|
Баллы |
1. Оплата по смете расходов |
0 |
2. Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней |
1 |
3. Оплата за законченный случай госпитализации |
4 |
4. Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета) |
5 |
5. Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам) |
3 |
6. Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении |
2 |
Если в регионе используются несколько методов оплаты, то региону присваивается балл за метод, дающий максимальную оценку.
8. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС в субъектах РФ в 2006 году
Каждый регион в зависимости от используемого способа дифференциации тарифов получил оценку в балльной шкале:
Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются: |
Баллы |
1. По категориям ЛПУ |
1 |
2. По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы) |
2 |
3. По профилям отделений стационара |
3 |
4. По клинико-статистическим группам (КСГ) |
4 |
5. По заболеваниям |
5 |
Если в регионе используются несколько способов дифференциации тарифов, то региону присваивается балл за способ, дающий максимальную оценку. Если нет информации о дифференциации тарифов по пп. 1-5, то региону присваивается 0 баллов.
2. Метод построения обобщающей типологии регионов по степени развитости финансовых механизмов в здравоохранении
(Интегральная оценка способов организации ОМС в региональных системах здравоохранения в 2006 году)
Баллы, полученные каждым регионом по характеристикам 3-8, складывались по следующей формуле: 3 хар-ка*(6/5)+4 хар-ка*1,5+5 хар-ка*2+6 хар-ка+7хар-ка*(6/5)+8хар-ка*(6/5).
Полученная сумма баллов рассматривалась в качестве интегральной оценки, в соответствии со значением которой все регионы были разделены на три типа следующим образом:
Количество баллов |
Тип региона |
Расшифровка |
Более 23 |
1 |
Регионы с высоким уровнем развития ОМС |
От 20 до 23 |
2 |
Регионы со средним уровнем развития ОМС |
Менее 18 |
3 |
Регионы с уровнем развития ОМС ниже среднего |